Кирилл Рихтер пишет музыку и исполняет свои произведения на лучших площадках мира. Тринадцатого июля музыкант выступит в лектории «Усадьбы Jazz», организованном при поддержке Сбербанк Премьер и Mastercard, в Санкт-Петербурге. Накануне фестиваля мы поговорили с Кириллом о таланте, главных качествах музыканта, любимых музеях и занятиях спортом.

Как родилась любовь к музыке

Сложно вспомнить момент, когда меня потянуло к музыке. Я очень любил разные музыкальные инструменты. В детском саду у нас была целая стойка с игрушечными фортепиано. Нам запрещали на них играть, из-за этого становилось только интереснее. Я ездил к бабушке и у неё бренчал на старом немецком инструменте. Я влюбился в магию звука! Нажимаешь на клавишу — и происходит волшебство. 

Об учёбе и таланте

У музыкантов вся жизнь очень нестабильная и зависит от гонораров. Когда я думал, куда поступать учиться, даже мысли не было пойти на музыкальное направление. Сознательно решил заниматься тем, что получалось лучше всего (Кирилл Рихтер окончил графический факультет филиала Института ядерной физики МИФИ. — Прим. ред.) Завершая обучение, я думал, что буду работать по специальности, но жизнь сложилась иначе.

Многие называют мой стиль минимализмом, неоклассикой, но это не совсем так. Я занимаюсь инструментальной музыкой, даже без уточнения «современная». Моя знакомая, музыкальный журналист Елизавета Климова, придумала термин: «экспрессивный минимализм» — он лучше всего определяет мой стиль. Я закладываю в музыку экспрессию, чувства, эмоции.
Композитору важно быть мультидисциплинарным. Талант даёт фору, но если не практиковаться постоянно, улучшая навыки, то талант можно быстро растерять. Дар важен, но главное — постоянно развиваться.

О балете «Распутин» и ближайших планах

Меня привлекла идея безоценочно, без чёрного и белого, показать исторического героя. Хореограф — японка Юка Ойши — сумела беспристрастно посмотреть на русскую историю. Сергей Полунин в роли Распутина — это уже гарантия успеха. Кроме того, мне было интересно попробовать свои силы в крупной форме. Дизайн сцены и хореография в балете сделаны с большим вкусом. Мы намеренно отказались от лубочности и «клюквы», которой бывает слишком много в постановках на исторические темы. «Распутин» — балет о выборе человека, о том, как власть влияет на судьбу, о борьбе с внутренними демонами. Мне нравится открытый финал: никого не называют злодеем или ангелом. 

Сейчас я собираюсь взяться за киноработу, есть несколько проектов с независимыми исполнителями. Готовлю к записи несколько струнных сочинений, а в октябре продолжу немецкий тур. 

О главных качествах музыканта

Художника поддерживает меланхолия. Немного свербящая грусть побуждает стремиться к красоте. Кроме этого, нужна страсть к созданию нового, открытость новым идеям и верность самому себе. Собственный стиль — это продолжение художника, а не просто декорация.

О любимых музеях и театрах

Мне очень нравятся Новая Третьяковка и «Гараж». Сегодня (интервью состоялось 10 июля. — Прим. ред.) хочу успеть на закрытие сезона в «Гоголь-центре» и в Большой театр на генеральный прогон балета Акрама Хана «Жизель». Балет обещает быть невероятным. Вообще, я влюбился в танец — после работы с канадским балетом и нашей премьеры «Распутина» в The London Palladium танец стал для меня чем-то особенным.

Об отдыхе, спорте и любимой еде

Мне нравится уезжать в другие страны и жить там у друзей, гулять по городу без туристических целей. Я отдыхаю, встречаясь с разными людьми и обмениваясь энергией. 

Без занятий спортом музыкант легко может превратиться в разбитое корыто. Отыграть концерт — на самом деле большой труд. Несколько часов правая нога поднята над педалью, постоянно нужно ровно держать спину — после концерта поясница отваливается, как у старого деда. Я занимаюсь плаванием и тренируюсь в зале, в основном с собственным весом. Пианистам нельзя усердствовать с нагрузкой на руки, потому что из-за этого теряется ловкость пальцев. 

Я люблю пасту, не фанат мяса, но и не вегетарианец. Обожаю десерты, сладости — мой наркотик, который не могу пока исключить из жизни (смеётся).