Этап авиационной гоночной серии Red Bull Air Race 2019 прошёл 15 и 16 июня в Казани. Мы съездили на аэродром, где пилоты готовились к вылетам, и поговорили с действующим чемпионом мира Red Bull Air Race Мартином Шонкой о его тренировках и подготовке к соревнованиям.
Мартин Шонка — чемпион мира Red Bull Air Race 2018 и бронзовый призёр этапа чемпионата мира Red Bull Air Race 2019 в Казани. В прошлом Шонка — пилот чешских ВВС. Он летал на сверхзвуковом истребителе и с коллегами по пилотажной группе выступал на учебно-боевых самолётах. В 2005 году вошёл в состав национальной сборной по аэробатике (вид самолётного спорта, в котором пилот демонстрирует фигуры высшего пилотажа. — Прим. ред.). На счету Мартина Шонки — серебро чемпионата Европы по высшему пилотажу в категории Unlimited и чемпионата мира в категории «фристайл», два золота чемпионата Европы в категории «фристайл» и множество побед на чешских чемпионатах.

После гонки в Казани пилот рассказал, что здесь ему пришлось вспомнить все уроки, которые он получил во время службы в ВВС. По результатам квалификации первого дня Мартин Шонка стал вторым, преодолев трассу за 1:01.583. На следующий день в парных полётах Шонка стал быстрее своего соперника Хуана Веларде и вошёл в четвёрку финалистов. На финальном вылете у Шонки возникла проблема с устройством, передающим организаторам сигналы GPS и скорость. Без показателей скорости он не мог начать гонку, поэтому сделал несколько кругов в воздухе, прежде чем влететь в стартовые ворота.

«В итоге я получил данные от рейс-директора (руководителя гонки. — Прим. ред.) по радиосвязи и приступил к прохождению трассы», — рассказал потом пилот. По итогам финала Мартин Шонка стал третьим. Первое место занял японский пилот Ёсихидэ Муроя, второе — австралиец Мэтт Холл.

Про подготовку к полётам

— Подготовка к гонке — это вся карьера пилота. Подготовка не останавливается никогда: зимой, в ветреные дни, когда летать нельзя, я тренируюсь на земле и работаю с психологом. Ты должен постоянно становиться сильнее, чтобы показывать лучшие результаты в небе. Мне нравится работать над собой — я лучше узнаю себя, представляю, как поведу себя в случае внештатной ситуации.

Перед каждой гонкой мы изучаем план трека. Гонки проходят в разных местах, трассы меняются, поэтому важно хорошо изучить их заранее. Чаще всего соревновательный самолёт ждёт меня в локации гонки, а я нахожусь дома, в Чехии, и не имею к нему доступа. Поэтому тренировки проходят на симуляторе. Схема трассы загружается в специальный компьютер, после чего отрабатывается часами. Я стараюсь постоянно улучшать навыки пилотирования, развивать устойчивость к перегрузкам.

Перед гонкой мы совершаем тестовые пролёты по округе, ещё не задействуя гоночную трассу. В пятницу перед гонкой — свободные полёты, в субботу — квалификация, а в воскресенье — итоговые вылеты. И так каждый раз. В день гонки решающую роль играют ветер и погода — от этого зависит, как самолёт поведёт себя в воздухе.

Про тренировки

— Каждому пилоту необходимо тренироваться в зале и развивать силу. Я довольно высокий (рост Мартина Шонки составляет 190 см. — Прим. ред.) и поэтому тяжёлый. Более низким пилотам, таким как Ёши (Ёсихидэ Муроя, победитель казанского Red Bull Air Race. — Прим. ред.), намного проще. Чем меньше рост, тем легче тело. Мне пришлось сбросить восемь-девять килограммов, чтобы достичь оптимального веса. Поэтому сейчас я ограничиваю силовые тренировки в зале — от них увеличиваются мышцы и, соответственно, вес.

В моём спортивном графике много аэробных тренировок: бег, велосипед, плавание. Они нужны, чтобы оставаться сильным, но при этом как можно более лёгким. Чтобы разогреть мышцы перед вылетом, я немного боксирую с кем-нибудь из команды. Кстати, быть слишком лёгким тоже нельзя — вес самолёта и пилота в гонке Red Bull Air Race должен в общей сложности составлять не менее 696 килограммов. Если меньше — дисквалификация.

Каждый пилот общается с психологом, это входит в обязательную программу подготовки. Я каждый день работаю над своим ментальным здоровьем, чтобы чувствовать себя прекрасно во время полёта. Использую короткие практики, которые не отнимают много времени.

Про питание

Я люблю вкусно поесть, но стараюсь не перебарщивать. Взвешиваюсь дважды в день, утром и вечером, чтобы следить за динамикой своего веса. Прямо как модель (смеётся). Вес — самый критичный показатель для пилота. Я стараюсь питаться правильно, но получается не всегда. Вчера я пообедал стейком с картошкой фри — не самая полезная еда для меня, зато очень вкусная. Мне нужно сбросить два килограмма, поэтому на обед иногда ограничиваюсь банкой энергетика. Люблю мясо, пельмени, но держу себя в руках.