Идеолог Pro Trener и велосипедист Ольга Леденёва рассказала The Challenger о том, как полюбить спорт, и о том, какие внутренние изменения произошли во время подготовки к многодневной велогонке Haute Route.
— Я казалась себе полноватой и с помощью занятий спортом боролась с лишним весом. В институте периодически бегала по утрам, занималась популярной тогда гимнастикой. Когда окончила институт и попала в НИИ чёрной металлургии, я продолжила заниматься спортом — но тоже вынужденно. Это был единственный способ влиться в молодёжную тусовку.

Я по-настоящему заинтересовалась спортом после того, как родила сына. Опять пришла в тренажёрный зал, чтобы вернуть форму. Там мне сказали, что есть фитнес-клуб World Class , где тренируются все звёзды, даже Кристина Орбакайте (помню, тогда это стало для меня стимулом). Если туда пойти работать, тебе разрешат бесплатно заниматься.

Мне было уже больше тридцати лет, когда я устроилась в World Class работать на ресепшне. Фитнес меня увлёк, параллельно я строила карьеру: от администратора выросла до директора по продажам сети. Постепенно вектор моих интересов сместился от групповых занятий в зале к тренировкам на улице. Из всех активностей больше всего мне понравилась езда на велосипеде — и я полностью сфокусировалась на ней.

Подъём в пять утра и тренировки натощак

Почему я выбрала велосипед? Во-первых, из-за эффекта большой скорости. Во-вторых, велосипед — это сложное техническое устройство, и ты можешь им управлять. Твои мышцы и велосипед становятся единой системой. Мне очень нравится преодолевать спуски, повороты, подъёмы.

Знаменитый маршрут в Альпах Haute Route стал моим первым серьёзным соревнованием. В 2016 году Андрей Жуков — сооснователь Pro Trener — предложил мне в нём поучаствовать. Я хорошо помню тот день. Мы были на премьере фильма «Эдди Орёл», вышли оттуда под впечатлением, и тут Андрей говорит: «А тебе слабо проехать Haute Route?». Не скрою, было лестно. Если спортсмен такое предлагает, значит, я уже что-то представляю собой как велосипедист. Я поддалась на провокацию, мой тренер Андрей Котков поддержал идею, и у нас было полгода, чтобы подготовиться.

В среднем я тренировалась по 15 часов в неделю: делала и кардиотренировки (для того чтобы подготовить сердечно-сосудистую систему), и функциональные (благодаря которым поддерживается опорно-двигательный аппарат и развивается мышечная сила), и восстановительные (растяжка, плавание, пилатес). В субботу и воскресенье занятия длились три-четыре часа, среди недели не больше двух часов. Тренировалась, как правило, утром (летом, к счастью, уже светло). Вставала в пять утра, чтобы успеть приехать на трек, а в десять быть на работе.

Перед соревнованиями я хотела похудеть до 53 килограммов. Чем меньше ты весишь, тем быстрее проходишь горные этапы. В то время я весила 55-56 килограммов при росте 166 сантиметров. У меня даже были специальные тренировки, когда я занималась натощак.

Сойти с дистанции? Это ужасно стыдно

Я знала, что будет сложно. Но с самого начала я доверилась тренеру и чётко выполняла тренировочный план. Иногда, конечно, у меня возникали мысли: «А не закончить ли тренировку пораньше, не проехать ли меньше?». В такой момент в голове всплывала одна и та же картинка: я еду в гору, давлю на педали, а у меня не хватает сил — и я схожу с дистанции. Это ужасно стыдно. Недопустимо. Тогда я задумывалась: а что мне мешает сейчас остаться и тренироваться дальше? Ничего, какая-то моя блажь. Такие внутренние разговоры стали моим стимулом.

Вообще, психологическая подготовка крайне важна. На гонке необходимо продержаться семь дней, а таких длительных соревнований у меня на то время ещё не было. Ежедневно нужно проезжать около 150 километров и две-три «тяжёлые» горы в Альпах. Набор высоты варьируется от 2 500 до 3 500 метров.

Это огромный стресс. Ты настраиваешь свой мозг на все дни гонки. То, что происходит между заездами, между финишем одного дня и стартом другого, — это всё часть соревнований.

Сложности и удовольствие многодневки

За один день ты преодолеваешь три горы. Едешь в подъём, тебе тяжело, поднимаешься часа два. А потом — двадцать километров спуска. Скорость на спуске — от пятидесяти до семидесяти километров в час. Это большое удовольствие, но его надо заслужить. Ты летишь с горы на фоне невероятной природы. Рутины нет, и психика не утомляется.

Мучения, конечно, тоже были. Бывает, сидеть в седле больно. Бывает, жарко. Но для меня самое страшное — это холод. Летом в горах, если идёт дождь, температура может опускаться ниже десяти градусов. Случалось, что от холода у меня начинался жуткий тремор, когда уже не хватает сил, чтобы держать тормоза, потому что от холода и от усталости руки сами размыкаются. Оставаться на горе нельзя, очень холодно, и надо как можно быстрее спускаться. А спускаться ты не можешь, потому что руки не держат тормоза, и ты рискуешь упасть. Что меня здесь спасало? Не анализировать. Думать об этом смысла никакого нет. Забавно, что обычно на финише жара, и людям, которые тебя встречают, невозможно описать, какие страдания ты только что испытал. 

Первой гонкой в Альпах я довольна — мне было важно просто её пройти. На каждую гонку в 150 километров отводится восемь часов, некоторые люди не укладывались в лимит, их сажали в машину, снимали с этапа. Я не хотела попасть в эту машину, хотя была на грани. После гонки Андрей Жуков просматривал результаты и шутил: «Так, ты вторая с конца», на следующий день — «третья с конца», потом — «о, ты четвёртая с конца, посмотри какой прогресс». Сравнивая себя с другими женщинами в гонке (некоторые были и старше меня — на тот момент мне было 49 лет), я поняла, что надо серьёзнее готовиться и что результат должен быть лучше. Когда я участвовала в этой гонке во второй раз, я стабильно находилась в середине второй половины пелотона (основная группа гонщиков в спортивной гонке. — Прим. ред.).

Такие длительные гонки и подготовка к ним помогают структурировать жизнь. Когда я готовилась, у меня был чёткий график жизни, лишние вещи отпали, я стала более собранной. Когда гонка закончилась, я продолжила жить в том же ритме.

Теперь во время сезона я стараюсь обязательно участвовать в большом старте. Сначала я прошла успешно Альпы. Для того чтобы убедиться, что мне не просто повезло как новичку, я решила участвовать во втором этапе этих же соревнований в 2017 году в Пиренеях и доказала прежде всего себе, что это была не случайность. В прошлом году я отдыхала. На этот раз в конце июня приму участие в семидневной гонке в Альпах — «ТрансАльп». Уже готовлюсь.