Иван Матвеев
киберспортсмен, координатор команды МТУСИ (Московский технический университет связи и информатики)
Когда я начинал, было много соревновательных игр: Dota, StarCraft, Quake,Counter-Strike, но я решил сосредоточиться на последней. Чемпионатов в то время было очень мало. Всё поменялось после выхода Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive — обновлённые игры притянули к себе огромное количество новых игроков, стали появляться турниры с внушительным призовым фондом. Благодаря этому киберспорт и добился нынешнего успеха.
В начале третьего курса я узнал про МКЛ (Московская киберспортивная лига. — Прим. ред.), которая проводила соревнования между городскими вузами. Я сначала даже не смог отобраться в команду: ей руководил парень, который к тому времени уже выпустился из вуза, и ему это было не особо интересно. Есть соревнования — есть, надо послать кого-то — посылаем кого-то. Максимум — занимали третье место по Москве. Со следующего года всё руководство перешло ко мне. Мы вышли в плей-офф, но там отлетели из-за не самого сильного состава.
Мы действительно готовим тактику для каждой дисциплины. Сейчас проходит огромное количество турниров, которые транслируются в Интернете, и у нас есть возможность наблюдать за игрой лучших киберспортсменов мира. Мы подсматриваем за ними и что-то стараемся перенять. Тренироваться лучше вживую, когда все члены команды находятся в одном помещении. Так можно быстрее донести свою мысль до партнёра. А так в принципе мы каждый день играем в CS:GO — редко в полном составом, но трое-четверо человек собираются стабильно.
Что касается киберспорта на Олимпиаде, я считаю его полноценным видом спорта, который заслуживает не меньшего внимания, чем многие традиционные дисциплины. И там и там важны тренировки, умения, труд — с этой точки зрения никакой разницы нет. Киберспорт собирает очень много зрителей по всему миру, и их количество будет только расти. Может, мы и не станем популярнее футбола, но по размеру аудитории конкурировать будем. А призовые уже сопоставимы — победитель турнира The International (самый крупный ежегодный турнир по Dota 2. — Прим. ред.) получает примерно столько же, сколько футбольный клуб за участие в Лиге чемпионов.
Ярослав Лебедь
киберспортсмен, заместитель координатора команды МТУСИ (Московский технический университет связи и информатики)
— Впервые я сел за компьютер в шесть лет. Пришёл в гости к другу, у которого была установлена одна из первых версий Counter-Strike. Мы тут же начали соревноваться, и со временем это переросло в увлечение. При этом компьютер никогда не занимал всё наше время — мы ходили гулять, проводили много времени на улице и не сидели перед экраном целыми днями.
У меня не было резкого перехода в киберспортмены. Такие перемены зависят от окружения: если ты находишься в компании, где все играют, то постоянно проверяешь свой уровень и прогрессируешь. Я оказался в такой среде после поступления в МТУСИ. Там мы сначала выступали в не особо раскрученной московской лиге, а затем в турнирах Всероссийской киберспортивной студенческой лиги.
В этом году во внутривузовских соревнованиях приняли участие около 100 человек. Такое число складывается из пяти популярных дисциплин (Dota 2, Counter-Strike, League of Legends, Hearthstone и FIFA), но для нашего небольшого вуза это хороший показатель. Вся тусовка держится только на нашем энтузиазме, а организатором выступает мой партнёр по команде Иван Матвеев. Он просто взял дело в свои руки и сумел увлечь этим людей. Огласку наша деятельность получила только после выхода в финальную часть Студенческой лиги, где сыграют восемь лучших университетов со всей страны: даже ректор был в курсе наших достижений. Видимо, университет понял, что это действительно серьёзный турнир и нам есть смысл помогать. Думаю, если у кого-то из ребят даты экзаменов будут пересекаться с финальными играми, преподаватели пойдут навстречу — как это обычно происходит в «большом» спорте.
В моей дисциплине Counter-Strike уровень соперников очень серьёзный: участвует не меньше десятка по-настоящему сильных игроков, которые хорошо известны ещё со времён московских турниров. Ребята ходят в компьютерные клубы, постоянно соревнуются и более или менее все друг друга знают. Может, не по именам, но по никам точно.
Я знаю, что киберспорт признали официальным видом спорта в России, но моего отношения к нему это не изменило. Я и раньше считал, что это настоящий, реальный спорт, который дарит такие же яркие эмоции и требует такой же, а то и более серьёзной отдачи и подготовки. Я легко представляю себе полный олимпийский стадион в Сочи или где-то ещё, на котором в центре поля стоят столы с компьютерами и идёт игра по Counter Strike или Dota2. Чему тут удивляться? В России уже проходили киберспортивные ивенты, на которых собирались полные трибуны.
Я ещё учусь и продолжаю играть в CS, но уже чувствую, что после окончания вуза вряд ли займусь киберспортом — чтобы быть профессионалом и иметь возможность зарабатывать этим деньги, нужна очень серьёзная подготовка. На уровне студенческой лиги я тяну, а где-то выше — вряд ли. В нашу группу во «Вконтакте» постоянно добавляются студенты и спрашивают: «когда пройдёт отбор?», «как попасть в команду?» Мы даже блог начали делать — никаких амбиций о миллионах просмотров у нас нет, просто снимаем видео на память, чтобы потом посмотреть и посмеяться. Ну и первокурсникам, которые вливаются в нашу тусовку, тоже будет что показать.