В прошлом году киберспорт официально признали видом спорта. Мы поговорили с двумя киберспортсменами, которые участвуют во Всероссийской киберспортивной студенческой лиге, и узнали, как команда готовится к соревнованиям и почему киберспорт ничем не отличается от обычных видов спорта, а иногда даже сложнее.

Иван Матвеев

киберспортсмен, координатор команды МТУСИ (Московский технический университет связи и информатики)

— Лет в 13 я стал не просто играть на компьютере, но и следить за индустрией — новинками, соревнованиями, новостями. Тогда уже были серьёзные стримеры, тот же SL4M по Counter-Strike 1.6 (культовая компьютерная игра в жанре командного шутера от первого лица. — Прим. ред.), от которого пошло моё увлечение профессиональной сценой. Смотрел, как проходили разные турниры, в первую очередь World Cyber Games, который тогда котировался как чемпионат мира в футболе. Благодаря ему я узнавал, как играют профессиональные игроки, и вообще приобщался к киберспорту.

 

Когда я начинал, было много соревновательных игр: Dota, StarCraft, Quake,Counter-Strike, но я решил сосредоточиться на последней. Чемпионатов в то время было очень мало. Всё поменялось после выхода Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive — обновлённые игры притянули к себе огромное количество новых игроков, стали появляться турниры с внушительным призовым фондом. Благодаря этому киберспорт и добился нынешнего успеха.

 

В начале третьего курса я узнал про МКЛ (Московская киберспортивная лига. — Прим. ред.), которая проводила соревнования между городскими вузами. Я сначала даже не смог отобраться в команду: ей руководил парень, который к тому времени уже выпустился из вуза, и ему это было не особо интересно. Есть соревнования — есть, надо послать кого-то — посылаем кого-то. Максимум — занимали третье место по Москве. Со следующего года всё руководство перешло ко мне. Мы вышли в плей-офф, но там отлетели из-за не самого сильного состава.

В этом году я решил провести более серьёзную подготовку: у нас прошли внутренние отборочные соревнования, в которых участвовало много команд, в сумме почти 150 человек. Благодаря этой работе мы определили лучших, которые и вышли в финальную часть, но уже по России — с этого года соревнования проходят под эгидой Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. На московских соревнованиях мы уже все друг друга знали, фавориты давно были известны, составы одни и те же. А с появлением Студенческой лиги сильно вырос средний уровень и люди изменили своё отношения к турнирам. Грубо говоря, раньше просто студенты приезжали поиграть. Не было ни призов, ни анонсов, ничего — сражались за грамоты. А сейчас общий призовой фонд —  7 миллионов рублей, есть за что сражаться.

 

Мы действительно готовим тактику для каждой дисциплины. Сейчас проходит огромное количество турниров, которые транслируются в Интернете, и у нас есть возможность наблюдать за игрой лучших киберспортсменов мира. Мы подсматриваем за ними и что-то стараемся перенять. Тренироваться лучше вживую, когда все члены команды находятся в одном помещении. Так можно быстрее донести свою мысль до партнёра. А так в принципе мы каждый день играем в CS:GO — редко в полном составом, но трое-четверо человек собираются стабильно.

Я заканчиваю учёбу в этом году и хотел бы связать свою жизнь с киберспортом. Но думаю, что всё-таки сделаю выбор в пользу работы по специальности, а киберспорт оставлю в качестве хобби. Хотя я интересовался насчёт работы в  Федерации компьютерного спорта России.

 

Что касается киберспорта на Олимпиаде, я считаю его полноценным видом спорта, который заслуживает не меньшего внимания, чем многие традиционные дисциплины. И там и там важны тренировки, умения, труд — с этой точки зрения никакой разницы нет. Киберспорт собирает очень много зрителей по всему миру, и их количество будет только расти. Может, мы и не станем популярнее футбола, но по размеру аудитории конкурировать будем. А призовые уже сопоставимы — победитель турнира The International (самый крупный ежегодный турнир по Dota 2. — Прим. ред.) получает примерно столько же, сколько футбольный клуб за участие в Лиге чемпионов.

Ярослав Лебедь

киберспортсмен, заместитель координатора команды МТУСИ (Московский технический университет связи и информатики)

— Впервые я сел за компьютер в шесть лет. Пришёл в гости к другу, у которого была установлена одна из первых версий Counter-Strike. Мы тут же начали соревноваться, и со временем это переросло в увлечение. При этом компьютер никогда не занимал всё наше время — мы ходили гулять, проводили много времени на улице и не сидели перед экраном целыми днями.

 

У меня не было резкого перехода в киберспортмены. Такие перемены зависят от окружения: если ты находишься в компании, где все играют, то постоянно проверяешь свой уровень и прогрессируешь. Я оказался в такой среде после поступления в МТУСИ. Там мы сначала выступали в не особо раскрученной московской лиге, а затем в турнирах Всероссийской киберспортивной студенческой лиги.

 

В этом году во внутривузовских соревнованиях приняли участие около 100 человек. Такое число складывается из пяти популярных дисциплин (Dota 2, Counter-Strike, League of Legends, Hearthstone и FIFA), но для нашего небольшого вуза это хороший показатель. Вся тусовка держится только на нашем энтузиазме, а организатором выступает мой партнёр по команде Иван Матвеев. Он просто взял дело в свои руки и сумел увлечь этим людей. Огласку наша деятельность получила только после выхода в финальную часть Студенческой лиги, где сыграют восемь лучших университетов со всей страны: даже ректор был в курсе наших достижений. Видимо, университет понял, что это действительно серьёзный турнир и нам есть смысл помогать. Думаю, если у кого-то из ребят даты экзаменов будут пересекаться с финальными играми, преподаватели пойдут навстречу — как это обычно происходит в «большом» спорте.

Мы уже около двух лет играем одним составом. Это не просто хобби и общение — мы хорошо изучили манеру игры друг друга и выработали собственный стиль игры. Даже на студенческом уровне неподготовленным на игру лучше не выходить — в нашем виде спорта важны не только умения, но и взаимодействие. Тренируемся по вечерам онлайн. Хотелось бы проводить тренировки каждый день, но так часто собираться практически невозможно — всё-таки учёба требует немало времени, да и организовать такой лагерь не так просто. Но к финальной части ВКСЛ мы начнём готовиться за месяц: сначала разберём тактику соперников и поймём, кто на каком уровне находится, а затем начнутся совместные тренировки 3-4 раза в неделю по 3—4 часа. По возможности хотим собраться составом по Counter-Strike в компьютерном клубе — тренировка получается намного продуктивнее, когда ты видишь, как играют твои партнёры, и сразу можешь их исправить или как-то повлиять. Не зря многие профессиональные команды собираются перед большими турнирами на буткемпы — заезжают в какое-то помещение (например квартиру или загородный дом), где могут в спокойной обстановке оттачивать технику и взаимодействие. При этом поддерживать форму ты можешь и в одиночку — играй хоть каждый день.

 

В моей дисциплине Counter-Strike уровень соперников очень серьёзный: участвует не меньше десятка по-настоящему сильных игроков, которые хорошо известны ещё со времён московских турниров. Ребята ходят в компьютерные клубы, постоянно соревнуются и более или менее все друг друга знают. Может, не по именам, но по никам точно.

Я знаю, что киберспорт признали официальным видом спорта в России, но моего отношения к нему это не изменило. Я и раньше считал, что это настоящий, реальный спорт, который дарит такие же яркие эмоции и требует такой же, а то и более серьёзной отдачи и подготовки. Я легко представляю себе полный олимпийский стадион в Сочи или где-то ещё, на котором в центре поля стоят столы с компьютерами и идёт игра по Counter Strike или Dota2. Чему тут удивляться? В России уже проходили киберспортивные ивенты, на которых собирались полные трибуны.

 

Я ещё учусь и продолжаю играть в CS, но уже чувствую, что после окончания вуза вряд ли займусь киберспортом — чтобы быть профессионалом и иметь возможность зарабатывать этим деньги, нужна очень серьёзная подготовка. На уровне студенческой лиги я тяну, а где-то выше — вряд ли. В нашу группу во «Вконтакте» постоянно добавляются студенты и спрашивают: «когда пройдёт отбор?», «как попасть в команду?» Мы даже блог начали делать — никаких амбиций о миллионах просмотров у нас нет, просто снимаем видео на память, чтобы потом посмотреть и посмеяться. Ну и первокурсникам, которые вливаются в нашу тусовку, тоже будет что показать.