В преддверии горнолыжного сезона профессиональный фрирайдер Ник Пиотровский рассказывает, как не попасть в лавину, что нужно знать тем, кто катается за пределами трасс, и как выжить в лавине, если всё-таки там оказался (сложно, но можно).

Что такое лавины и почему они сходят

Лавина — это снежная масса, которая несётся по склону горы, сметая всё на своём пути: людей, животных, деревья. Лавины образуются, когда слабый нижний слой снега не может удержать всю снежную массу, которая накопилась сверху. Причины возникновения этого слабого слоя разные. Например, глубинная изморозь, из-за которой кристаллы в толще снега меняют форму и свойства и теряют прочность, либо превращаются в так называемый sugar — кристаллы с плохим «сцеплением» друг с другом. Слабый слой может появиться при снегопаде с ветром да и просто при ветрах без осадков. Если снег ляжет на скользкую подложку в виде ледяной корки после оттепели и замерзания и будет плохое «сцепление» свежего снега с этой коркой, вероятность схода лавины увеличивается. Про лавины написаны целые книги, существует наука гляциология (наука о происхождении, свойствах и развитии ледников, ледовых щитов и снежных покровов. — Прим. ред.), а в горных районах есть даже профессия «лавинщик».

Отдыхающим в горах важно знать, что лавина может сойти даже на некрутом склоне — как от действий человека, так и самопроизвольно. Поэтому в горах нужно быть бдительным и соблюдать правила безопасности. Самый простой и быстрый способ усвоить эти правила — сходить на лекцию по лавинной безопасности.

Чем опасны лавины

Лавина — враг человека. Лавины коварны, и чем больше ты о них знаешь, тем больше шансов не попасть под их удар или выжить, если это всё же произошло. Лавины бывают во всех горах, где выпадает снег и крутизна склона составляет более 20 градусов. Даже маленькая лавина может сбить с ног и протащить по крутому склону. Вас может запросто сбросить с обрыва, ударить о скалу или дерево — в этот момент вы не будете контролировать свой спуск. Кроме физической дезориентации, вы можете вдохнуть кристаллики снега, от шока потерять сознание — и будет достаточно 15 сантиметров снега над лицом, чтобы задохнуться. Основная причина гибели в лавинах — травмы, полученные, когда снег тащит вас по склону. На втором месте — удушье от нехватки воздуха. Лавина может присыпать вас в таком рельефе, где хватит всего двух кубических метров, чтобы вы не смогли пошевелиться.

Лавины сходят чаще всего в начале зимнего сезона и весной, но у каждого района свои особенности. Почему о лавинах должен знать каждый, кто отправляется в горы? Многим горнолыжникам-любителям кажется, что с лавиной они никогда не встретятся. На горнолыжных курортах работают противолавинные службы, поэтому большинство отдыхающих видят только сошедшие лавины — часто в результате воздействия служб на снежные склоны. Но даже команда опытных лавинщиков не может на сто процентов гарантировать стабильность склона. Если вы горнолыжник или сноубордист, вы должны иметь представление о лавинной ситуации в районе, куда отправляетесь кататься. Лучше всего эту информацию узнавать у работников местных противолавинных служб или у горных гидов.

Как на горнолыжных курортах контролируют лавины

Например, на «Розе Хутор», самом посещаемом российском горнолыжном курорте, работает лучшая в России противолавинная служба. В ней большой штат, много опытных экспертов. Это важно: в Приэльбрусье, например, тоже работают отличные эксперты, но штат там маленький для такого района. Вот что делают лавинные службы:

  • наблюдают за погодой — осадками, температурой, ветром, влажностью, солнечной активностью и прочим;
  • Наблюдают за снегом — градиентом температур в снежном покрове, метаморфозами кристаллов снега, слабыми слоям и так далее;
  • воздействуют на снежные покровы — подрывают опасные области системами Gazex и ручными зарядами, чтобы принудительно вызвать сход лавины, когда на склоне никого нет;
  • закрывают трассы, склоны, зоны катания, когда там появляется угроза схода лавин;
  • летом строят противолавинные сооружения — дамбы, сети, туннели;
  • ежедневно информируют катающихся о степени лавинной опасности.

Я катаюсь только по трассам. Мне тоже угрожают лавины?

На каждом высокогорном курорте лавины сходят на трассы много раз за сезон. Раз в сто лет масса снега может снести дома, которые стоят, казалось бы, в безопасном месте. Такие случаи бывали в Приэльбрусье и постоянно случаются в Европе. За контроль над лавинами в первую очередь отвечает противолавинная служба. Она вовремя закрывает трассу, где прогнозируется опасная ситуация. Но природа лавин такова, что полную безопасность гарантировать просто невозможно.

Правила лавинной безопасности для фрирайдеров

  1. Знать, где можно кататься, а где не стоит. Выясните это у сотрудников противолавинной службы и гидов. Если таких нет, нужно уметь копать шурф (траншея размером примерно метр на полтора для тестов на устойчивость снежного покрова. — Прим. ред.) и «читать» снег. Этому учат на курсах лавинной безопасности.
  2. Знать маршрут спуска и не лезть в незнакомое место без гида.
  3. Уметь пользоваться лавинным снаряжением: бипером, щупом, лопатой. Кататься в защите: шлем, защита спины. Без всего этого выходить за пределы трасс не рекомендуется.
  4. Кататься в группе.
  5. В опасных местах спускаться по одному.
  6. Для остановки выбирать места, где лавина вас не достанет.
  7. Иметь средства связи, которые работают в этом регионе, проверенные и заряженные рации, номер спасателей.
  8. Иметь минимальный набор для оказания первой помощи и пройти курсы первой помощи.
  9. Следовать здравому смыслу. Если стоит знак, что склон закрыт, или лавинные тесты показали, что снег нестабилен, — откажитесь от спуска и поезжайте на более безопасный склон.
  10. Набираться знаний и опыта постепенно. Сейчас много информации в Интернете и много гидов, которые проводят лекции и практические уроки по безопасному катанию вне трасс.

Лавина — это смертельно?

Выбраться самостоятельно из лавины шансов мало. Поэтому вне трасс нужно кататься группами. Если человек попал в лавину и не погиб от травм, высоки шансы откопать его живым в первые 15 минут. Затем с каждой минутой шансы уменьшаются. Поэтому каждый член группы должен знать, что делать в критических ситуациях, и делать это быстро и без паники.

Как избежать попадания в лавину

Во-первых, научитесь «читать» рельеф и снег. Об этом рассказывают на курсах лавинной безопасности. Во-вторых, не лезьте в опасные места. В потенциально опасном месте не останавливайтесь и двигайтесь быстро, чтобы был запас скорости. Когда лавина только пойдёт, у вас будет шанс обогнать её и уехать в сторону. Но для этого нужно отлично владеть навыками катания и уметь быстро принимать решения.

Что делать, если попал в лавину

В первую очередь постарайтесь увернуться от лавины. Она всегда летит вниз по рельефу, а вы можете уехать в сторону. Если всё же попали в лавину, постарайтесь остаться на поверхности. Если снег плотный и лавина небыстрая, нужно «грести» наверх. Если лавина быстрая, пылевая, крутит вас и ничего не видно, закройте руками голову — при ударе о лёд или камень это может помочь. Если хоть что-то видно, старайтесь, чтобы лавина не крутила вас: остановите вращение, развернитесь ногами вниз по склону. Когда лавина начнёт останавливаться, руки должны быть около лица — это создаст воздушный карман для дыхания. Отталкивайте снег, пока он не застыл, как бетон, а застынет он быстро. Ещё постарайтесь успокоиться. Кричать под снегом бесполезно. Выровняйте дыхание, экономьте кислород и ждите спасателей.

Об опыте попадания в лавину

Последние 11 лет я катаюсь только вне трасс. В основном в диких местах, вдали от подъёмников, или там, куда мало кто едет. Лавин за это время я спустил неприлично много — примерно полсотни размерами 2 и 3 (по канадской системе классификации лавин, размер 2 — это лавина массой около 100 тонн и длиной 100 метров, она может травмировать или убить человека. Размер 3 — это около 1 000 тонн и длина 1 000 метров, может переворачивать машины, сносить дома и ломать деревья. — Прим. ред.). Я прорайдер и катаюсь очень хорошо, поэтому во всех случаях я был готов к тому, что лавина может сойти. Я выбирал линию спуска так, чтобы либо лавина сходила, не утащив меня за собой, либо я уезжал от неё на большой скорости и потом уходил в сторону. В какие-то лавины, конечно, попадал, меня кувыркало, сбрасывало со скал и ударяло о деревья. Вдыхал снег, испытывал лёгкий шок, но всегда оставался на поверхности.

Только дважды я серьёзно испугался за свою жизнь. В первом случае я летел в быстрой лавине по крутому склону, ничего не видел. Я только успел развернуться ногами вниз, меня дважды сбросило со скал, и я снёс небольшое сухое дерево. Отделался разрывом мениска. Во втором случае лавина из очень плотного снега несла меня на крутой каменистый склон. Но в том месте, где я находился, она остановилась. Если бы лавина проехала на триста метров вниз, при самом оптимистичном сценарии меня бы ударило о камни. Если бы лавина не остановилась, мог вообще не выжить.  

Мне повезло, что я пережил эти случаи. После второго прошло два сезона, я всё так же катаюсь вне трасс, но стал гораздо осторожнее. Эти две лавины натолкнули меня на мысль снять фильм о безопасности в горах — «День фрирайдера». Его цель — рассказать новичкам о том, чего не стоит делать вне трасс и о чём стоит задуматься, если хочешь кататься долго и счастливо.

Расписание показов фильма «День фрирайдера» можно узнать здесь.