Небольшое село в часе езды от Иванова знаменито на весь мир своими лаковыми шкатулками с изысканной росписью. В их производстве занят каждый восьмой житель. Сегодня Палех привлекает ещё и фестивалями искусства, и неповторимой атмосферой, соединившей природу, старину и энтузиазм современных художников. Если вы раздумываете, куда поехать на один день, знайте: в Палехе определённо нужно побывать.
Слава Палеха гремела не раз. К началу XVII века, когда впервые было упомянуто в письменных источниках это село, будто затаившееся вдали от крупных городов, его населяли беглые иконописцы из соседних Владимира и Суздаля. Что их заставило сменить место жительства — бог весть, но на новом месте дело пошло. К началу XVIII века написанием икон занималась добрая половина жителей Палеха и окрестных деревень, о мастерстве палехских иконописцев стараниями офеней — странствующих торговцев — узнали во многих уголках России и за её пределами. Село процветало, судя по прекрасно сохранившимся храмам, построенным в конце XVIII века.
Палехскую икону отличал изысканный стиль: точный рисунок, тончайшая прорисовка деталей, обилие красного, чёрного и золота, заимствование приёмов светской живописи. Именно палехским мастерам в XIX веке доверили обновить росписи в Грановитой палате Московского кремля, Троице-Сергиевой лавре, Новодевичьем монастыре.
А потом — революция, гонения на христианство, закрытие и снос храмов. Об иконописи не могло быть и речи. Но тут вековые художественные навыки пригодились в другом деле. В 1921 году иконописец Иван Голиков расписал миниатюрой свою первую шкатулку из папье-маше. Работа настолько впечатлила советское начальство, что три года спустя в Палехе открылась «Артель древней живописи», а через год её продукция получила Гран-при Всемирной выставки декоративных искусств в Париже. Тончайшая роспись по чёрному лаку, изысканная позолота, многофигурные, полные деталей композиции — неудивительно, что эти шкатулки стали образцом советского ар-деко, выросшего из иконы, и на многие десятилетия оказались стабильной статьёй дохода отечественного художественного экспорта. Что только на них не изображали: сказочные и литературные сюжеты, достижения советской власти и военные победы, портреты видных деятелей и простых рабочих и колхозников, полёты в космос, праздники и будни.
Шкатулки, панно, украшения, ручки востребованы и сейчас. Их можно купить и в магазине при Музее палехского искусства, и в самих мастерских, причём по цене производителя.

В последние десятилетия Палех вернул себе и былую славу центра иконописи. В лаковой миниатюре и на церковных заказах занято более 600 жителей села. Неудивительно, что Палех привлекает современных художников и разного рода арт-энтузиастов.

К шести музеям этого небольшого посёлка добавился арт-центр «Мастерские»: он открылся в отреставрированном двухэтажном особняке, где в советские годы работали мастера лаковой миниатюры. Последние 30 лет здание пустовало и потихоньку ветшало, художники обратились к губернатору Ивановской области, и оно было восстановлено на деньги из областного бюджета. Сейчас там выставочное пространство, зона для коворкинга, кафе, а главное — современная атмосфера.

Осевший в Палехе молодой живописец Ярослав Пикулев собрал единомышленников в объединение «Созвездие Редис». Второй год подряд они организуют фестивали «Русская Нарния» и «Палехский бестиарий», проводят выставки и мастер-классы по рисованию для всех желающих, участвуют в восстановлении старинных построек, превращают древнее село в ещё более привлекательное место для туристов. О предстоящих событиях читайте на сайте Центра развития туризма и гостеприимства Ивановской области. А мы расскажем о том, чем можно заняться в Палехе во время однодневной поездки.

Осмотреть Крестовоздвиженский кафедральный собор

Главная достопримечательность Палеха — Храм во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня — построил в 1762–1774 годах на средства сельчан мастер Егор Дубов, о чём свидетельствует (такое встречается нечасто) крупная надпись на стене фасада. Величественную и в то же время элегантную постройку в стиле барокко, с окрашенными в оттенок нежной лаванды колокольней, куполами, крышами, хочется рассматривать долго и пристально. У храма удивительная история.
Его интерьер был расписан в начале XIX века палехскими и московскими мастерами, а величественный иконостас создан в начале ХХ века в стилистике позднего барокко. Церковь со всем её убранством чудом уцелела после революции. Храм, понятное дело, был закрыт, но в середине 30-х годов здание вошло в состав созданного в Палехе Музея древней живописи, и таким образом сохранились его интерьеры. Иконы частично тоже сохранились в музее.

Последний настоятель храма священник Иоанн Рождественский был расстрелян в 1922 году по обвинению в препятствовании передаче церковных ценностей в пользу голодающих, хотя жители села и свидетельствовали об обратном, защищая батюшку. Но пересмотр дела, как и просьба о помиловании, не помогли: решением Политбюро приговор был приведён в исполнение. В августе 2000 года Иоанна Рождественского причислили к лику святых новомучеников и исповедников российских.

Два года назад был благоустроен прилегающий сквер, установлена эффектная подсветка, благодаря которой храмом можно любоваться и тогда, когда стемнеет.

Узнать всё о лаковой миниатюре и палехской иконе

Палехская лаковая миниатюра — известный на весь мир бренд, популярный у иностранцев сувенир, да и просто красивые вещицы: шкатулки, панно, украшения. Это пример удивительной трансформации одного ремесла — иконописи — в совершенно другое под влиянием политических обстоятельств. Подробнее, чем в Музее лаковой миниатюры, вы нигде об этом не узнаете, там же увидите лучшие исторические образцы.
Коллекция лаковой миниатюры и графики насчитывает более 7 тысяч предметов. По экспонатам можно изучать историю достижений советской власти в её определённо сказочном ракурсе и дивиться тому, как святые и апостолы с палехских икон лихо трансформировались в вождей пролетариата, рабочих, колхозников, героев войны, тружеников тыла, космонавтов, героев литературных произведений.

О том, как создаётся лаковая миниатюра, можно узнать и непосредственно в мастерских, например в принадлежащих Александру Гусаковскому. Там же можно и попробовать себя в этом художественном промысле, записавшись на мастер-класс: расписанный вами магнит, ёлочный шар или шкатулка останутся вам на память.

Отдельный новый музей посвящён иконе, в том числе и палехской — предшественнице шкатулок. В экспозиции можно увидеть иконы из разных регионов — Вологды, Ярославля, Архангельска, Новгорода, в которых ещё в XVIII веке работали палехские мастера. Они и привозили их к себе домой, в мастерские, в храмы.

Познакомиться с местными художниками

В только что открытом после основательной реставрации здания арт-центре «Мастерские» кипит жизнь (кстати, там лучше всего и перекусить). Большая экспозиция на втором этаже рассказывает об истории этого места, где начиная с 1924 года работали мастера лаковой миниатюры. Там же проходят выставки местных художников и творческие встречи.
Художники объединения «Созвездие Редис» развернули в Палехе бурную образовательную и творческую деятельность. Одна из самых эффектных построек неподалёку от арт-центра — последний деревянный дом XIX века: обветшалый, покосившийся, он обращает на себя внимание окнами, в каждом из которых видна картина в лубочной манере, изображающая его причудливую внутреннюю жизнь. Авторы проекта — как раз художники этого объединения, взявшиеся спасти старый дом от исчезновения.
Среди других проектов объединения — фестиваль «Русская Нарния» (такой образ придуман Палеху, в традиционном искусстве которого тесно переплелось сказочное и реальное), который включает в себя выставку и открытые дискуссии относительно будущего посёлка. Другой фестиваль, «Палехский бестиарий», запланированный на август этого года, с выставкой, концертами и лекциями, также ставит целью создание в посёлке современной творческой атмосферы.

Художники «Созвездия Редис» также дают уроки рисования, проводят экскурсии.

Рассмотреть деревянные дома с резными наличниками

Просто прогуляться по улочкам Палеха, в отдалении от автомагистрали, очень познавательно. Традиционная застройка восхищает: опрятные домики, разнообразие резных наличников и кровель, тишина и покой деревенской жизни.
А в один из них можно заглянуть — это дом-музей советского художника, академика Павла Корина, автора триптиха «Александр Невский», «Руси уходящей», витражей станции метро «Новослободская». В этом доме он родился (в семье иконописцев), провёл детство и постоянно сюда возвращался на протяжении всей жизни. Экспозиция музея подробно рассказывает о династии Кориных, показывает личные вещи художника, здесь хранится богатая коллекция икон — непозволительная роскошь для советского человека, но к заслуженному художнику и реставратору по её поводу у власти не было вопросов.