Мы попросили Анастасию Нифонтову — мотогонщицу, первую участницу ралли «Дакар» от России — рассказать о своей любви к мотоциклам, учёбе в инязе и во ВГИКе, стереотипах, задачах по математике, семье и, конечно, о самом сложном ралли-марафоне в мире. Прочитайте — Анастасия очень крутая.

От фигурного катания к мотоциклу

— Я начала заниматься спортом, когда мне было три года. Мама отвела меня в секцию фигурного катания, и уже через год я стала чемпионкой школы среди своих сверстников. Тем не менее несмотря на успех я с завистью смотрела на соседний каток, где тренировались хоккеисты. Я терпеть не могла все эти платьица и рейтузы — мне хотелось большую вратарскую клюшку и настоящую битву на льду. Но жизнь сложилась иначе — опять же благодаря маме я попала в горы. На пару недель мы поехали к друзьям в Кировск — город, где практически все катались на горных лыжах. Там я заболела скоростью, крутыми спусками и ветром в лицо.

 

Так — в шесть лет — я попала в горнолыжную секцию, в которой провела около десяти лет (и, кстати, стала кандидатом в мастера спорта).

 

Несмотря на то что спорт всегда занимал важное место в моей жизни, когда пришло время выбирать между ним и учёбой, я выбрала учёбу. Я поступила на иняз — сначала я хотела пойти во ВГИК на кинооператорский факультет, но на семейном совете было решено, что иностранные языки нужнее. При этом в моих мечтах и на полях школьных тетрадей были только они — мотоциклы.

— Любовь к мотоциклам у меня с рождения. Мама рассказывала, что когда мне было полтора года и я ещё толком не умела разговаривать, увидев на парковке магазина мотоцикл, я устроила настоящий скандал — так не хотела от него уходить.
Моя первая гонка была в 1999 году — она называлась «Баха — Селигер». Помню, меня тогда не хотели допускать. Руководителем гонки был легендарный Леонид Майоров, который пару секунд пристально смотрел на меня и потом уже разговаривал только с мальчишками. Его главным аргументом было мнение, что женщина на ралли-рейде — это как женщина на корабле, только к проблемам и несчастьям. Но моим друзьям всё же удалось уговорить сурового дядю Лёню — он дал добро, правда, при условии, что я возьму 13 номер, так как других свободных номеров уже не осталось. Я, конечно, согласилась, и надо сказать, что с тех пор этот номер всегда со мной — он приносит мне только удачу. Сама гонка длилась всего один день — нужно было проехать 360 километров по песчаным дорожкам вокруг озера Селигер. Я ехала очень долго, а после финиша ещё один день отлёживалась в кровати — тело болело ужасно. Но стоило мне только прийти в себя, как я сразу захотела узнать, когда будет следующая гонка. Меня зацепило.

— Свой первый мотоцикл я не то чтобы очень хорошо помню — нет, я его специально берегу. Рука не поднялась продать друга. Это отечественный мотоцикл «ТУЛА» необычного для серийных моделей цвета «зелёный металлик», пригодный исключительно для катания по дачным полям.
В конце учёбы на инязе волею судьбы меня занесло на съёмочную площадку телесериала «Гражданин начальник», где я играла мотоциклистку, подружку главного героя. Окунувшись в кинопроцесс, я окончательно убедилась: во что бы то ни стало хочу быть кинооператором. Так, дописывая на английском языке диплом, я уже морально готовилась к поступлению в следующее учебное заведение. И вот когда я на шестом месяце беременности, к удивлению многих, с первого раза поступила на сугубо мальчишеский кинооператорский факультет, у меня началась совершенно другая жизнь. Я с головой ушла в творчество, напрочь позабыв о том, что когда-то ездила на мотоциклах.

 

Кино — это моя вторая страсть, поэтому отсутствие мотоциклов на этом жизненном этапе оказалось для меня не столь болезненным.

В конце 2005 года мне позвонил один мой старый знакомый и позвал на тренировку по мотокроссу. У меня не было своего мотоцикла, форма пылилась в углу, да и сама я сомневалась, что из этого что-то получится. Но стоило мне проехать буквально пару кругов по трассе, и кровь снова закипела в жилах. Через неделю я купила старенькую кроссовую «Ямаху» и после двух-трёх тренировок отправилась на соревнования, где в женском зачёте заняла третье место. Меня настолько затянул процесс, что в 2006 году я проехала все этапы женского Кубка России по мотокроссу и по итогам попала в тройку лидеров. В 2007 году интерес к мотокроссу немного поутих, я понимала, что это не совсем моё — я ездила уже не на все соревнования, а только на некоторые этапы. Тем не менее именно 2008 год я считаю точкой отсчёта своей профессиональной спортивной карьеры — меня тогда пригласили в первую в стране женскую профессиональную команду Yakhnich Motorsport, чтобы я выступила в полноценном сезоне чемпионата России по супермото. Я была единственной девушкой среди участников и, стоит отметить, не ударила в грязь лицом.
В своём зачёте я регулярно выигрывала квалификационные заезды и по итогам сезона стала третьей. Но должного удовлетворения от гонок я не получила, поэтому в начале 2009 года снова зарегистрировалась на ралли-рейдовую гонку. Только на тот момент это уже была большая многодневная гонка в Астрахани по настоящим степям и песчаным барханам. Несмотря на то что я ехала на чужом мотоцикле с плохо работающим навигатором, я смогла финишировать пятой. И когда через год я снова вернулась на эту гонку, то уже была нацелена на подиум. Я смогла подняться на третью строчку общего мужского зачёта из 32 участников. В том же 2010 году я попробовала свои силы в шоссейно-кольцевых гонках, но из-за серьёзных проблем дома у меня не было возможности нормально тренироваться — мне удалось поучаствовать только в одной гонке чемпионата России в чешском городе Мост. Шоссе тоже оказалось не совсем моей дисциплиной, поэтому я решила полностью переключиться на то, с чего, собственно, и начинала — на ралли-рейды.

 

Несмотря на то что каждая гонка особенная, с Дакаром, конечно, ничто не сравнится. Это самый сложный ралли-марафон на планете, вершина ралли-рейдов и мечта многих гонщиков. Мечта, ставшая в какой-то момент вполне осязаемой целью, к которой я стремилась и которую достигла. И так как за сорокалетнюю историю существования этой легендарной гонки российские девушки ни разу не принимали в ней участие, для меня было очень почётно и ответственно стать своего рода «раллийной Терешковой».

 

Мне удалось не только финишировать, несмотря на полугодовое восстановление после перелома позвоночника, но и показать достойный результат — я стала второй в женском зачёте.

— Я до сих пор могу часами разглядывать красивый мотоцикл, словно это произведение искусства, и получать невероятное эстетическое удовольствие.
В самом начале моих мотоциклетных приключений некоторые бывалые гонщики относились ко мне с усмешкой — мол, сидела бы ты дома и котлеты жарила. Естественно, это задевало, но я продолжала гнуть свою линию. После первых гонок отношение ко мне изменилось. Скептики увидели, что мотоцикл — это не просто блажь и мимолётный каприз, а серьёзное увлечение. В целом, конечно, женщине сложнее показывать высокие результаты в мотоспорте — сколько ни тренируйся, а мужской организм всё равно сильнее. К тому же в мотоспорте — особенно во внедорожном — в принципе очень многое зависит от «физики». И что уж говорить о ралли-рейдах и ралли-марафонах — тут важно быть не только сильным и выносливым, но и психологически хорошо подготовленным. Я сама несколько раз видела, как здоровые мужики стояли на обочине и плакали от бессилия.

 

Да, женщинам тяжелее, но в силу большей природной выносливости и упёртости мы можем ехать по той же трассе и добираться до финиша.

Психологическая сторона вопроса в ралли-рейдах очень важна. Это связано не только со спортивной составляющей, когда нужно настраиваться на борьбу с соперниками, но и с тем, что ты должен быть морально готов к тяжелейшим испытаниям на протяжении двух недель. В какой-то момент очень сложно найти стимул двигаться по 10, 15, 19 часов в день и не дать себе остановиться на обочине с опущенными руками. Быстро это в себе не воспитаешь, но с опытом психика становится крепче. Во время моей самой первой гонки на чемпионате мира в Абу-Даби, когда практически на моих глазах насмерть разбился один из гонщиков, я испытала сильнейший шок. Я продолжала ехать на мотоцикле и рыдала, не в силах себя успокоить. В голове крутились разные мысли — я думала, что надо к чертям бросать эти гонки и улетать домой. Но на следующий день, немного придя в себя, я поехала дальше. Сейчас, когда я вижу какие-то жуткие аварии, то уже не впадаю в панику, а просто делаю то, что нужно — вызываю вертолёт, помогаю, если это необходимо. Помню, как-то раз в Марокко пришлось целый час стоять на жутком солнцепёке, держа травмированную руку польского гонщика — мы ждали, когда до нас доберётся спасательный вертолёт. Теперь для меня это не более чем суровые будни.

От ОФП к задачам по математике

Чтобы гонка не превращалась в мучение, нужно очень много тренироваться. В активной подготовительной фазе я тренируюсь по пять раз в неделю — иногда два раза в день. Например, сначала мотокросс, а потом ОФП (развиваю выносливость и силу) и растяжка. Тренировки на мотоцикле, к сожалению, в нашем регионе ограничены только мотокроссом — классическими заездами по кольцевой трассе с трамплинами и поворотами.

 

Кроме того, я делаю очень много упражнений на баланс, укрепление вестибулярного аппарата, а также на поддержание интеллектуальной активности. Так как в ралли-рейдах гонщик постоянно работает с навигацией — он должен помимо скорости показывать чёткое владение дорожной книгой и приборами — и решает в голове кучу задачек, в том числе и математических, я частенько во время тренировок пытаюсь решать нехитрые уравнения с числами.

 

Для интереса попробуйте делать какое-нибудь упражнение и вспоминать при этом всю таблицу умножения. В какой-то момент вы удивитесь, что это не так-то просто.

Тренировками и мотокроссом моя подготовка не ограничивается — я ещё очень люблю велосипед (он позволяет выполнять длительные кардио) и в качестве хобби занимаюсь горными лыжами (всё-таки профессиональный детский спорт меня не оставляет). Иногда — для души — гоняю на стоячем аквабайке, вейкборде, кайте, сноуборде и вот недавно даже прыгнула с парашютом.

 

Какой-то особенной диеты я не придерживаюсь. Просто стараюсь более или менее правильно питаться, чтобы в нужном объёме получать углеводы, белки, жиры, клетчатку, витамины и прочие необходимые микроэлементы. Кроме того, перед большими гонками специально наедаю немного жирка «про запас», чтобы организму было чем питаться во время марафона. В ралли, кстати, это только приветствуется.

Моя семья — это моя команда. Без её поддержки все приключения были бы невозможны. Моя мама сидит с внуками, пока мы с мужем на гонках. Муж всегда рядом и выполняет функции менеджера, механика (если нужно) и «оруженосца». Естественно, любую свободную минуту мы стараемся проводить все вместе. Иногда даже на гонки берём детей.

 

Все члены моей семьи болеют за меня, переживают и, конечно же, поддерживают. Никому даже в голову не приходила мысль поставить меня перед выбором — либо семья, либо гонки. Они меня любят и знают, что я без гонок — уже не я.