Всего неделю назад в Москве прошёл этап Кубка мира по сноуборду в биг-эйре. Впервые в истории его выиграл российский сноубордист. Владу Хадарину 18 лет, но в его активе, кроме победы в Москве, есть и серебро юношеской Олимпиады. А ещё летом прошлого года он сделал трюк, который пока не повторил ни один сноубордист.
Мы попросили Влада рассказать, как ставить перед собой цели, учиться быть терпеливым и не бояться ничего — даже пауков.

Об ответственности

— Мне было пять лет, когда родители попробовали поставить меня на горные лыжи. Но я это дело сразу забросил: ничего не получалось, разворачивало меня на 180 градусов — в общем, не понравилось совсем. Тогда друг отца посоветовал сноуборд. Первые два года я катался только по выходным с родителями. В семь лет меня записали в школу сноуборда в Новосибирске, откуда я родом. Ездил на разные детские соревнования. У меня есть младшие сестра и брат, я смотрю, как сейчас они, пока ещё дети, пробуют разные виды спорта. Вот и я тогда много чем успел позаниматься — акробатика, хоккей, плавание, карате. Но в конце концов остановился на одном. Когда мне было 12, мы всей семьёй переехали в Италию. Причина была не в моих занятиях сноубордом. Просто родители хотели, чтобы мы жили в Европе, получили здесь образование. В Италии я познакомился с Давидэ Чиккони — тренером, с которым я работаю и по сей день. И тогда встал вопрос: либо я остаюсь с семьёй, либо уезжаю жить в горы — туда, где тренирует Чиккони, живу один и занимаюсь спортом на серьёзном уровне, с прицелом на большие старты и на Олимпиаду. Я уехал. Тренер присматривал за мной первое время, конечно. Но я довольно быстро привык к самостоятельности. Были тяжёлые и грустные дни, когда хотелось, чтобы дома встретили родители, поддержали, особенно если что-то не получалось. Были дни, когда вообще ничего не хотелось — ни убирать, ни готовить, настроения не хватало ни на что. Но я старался держаться молодцом. Постепенно всё проходило само собой. Благодаря спорту ты рано взрослеешь. Я смотрю на ребят, с которыми учусь, и чувствую себя более ответственным, что ли, чем сверстники.

О выборе

В Италии учёба в школе длится 13 лет. Плюс ещё год я потерял при переезде — просто, когда я пришёл, мне сказали: «Парень, ты пойдёшь учиться на класс младше». Так что мои посиделки за партой затянулись. Стараюсь совмещать учёбу и спорт. Когда занятий нет, например на зимних каникулах, мой день выглядит примерно так. При хорошей погоде часа три—четыре тренируюсь на снегу. Если погода подводит, занимаюсь в спортзале — акробатика, упражнения на тренировку силы, выносливости и общая физическая подготовка. Иногда нужно позволять себе выходной. Если тренироваться без перерывов в течение даже двух недель, можно загнать себя так сильно, что тренировки пойдут не на пользу, а во вред.

Вечером, часам к четырём—пяти, возвращаюсь домой. Можно какими-то своими делами заняться, учёбу подтянуть, можно дополнительные упражнения поделать — на растяжку например. А можно пойти куда-то с друзьями. Не надо думать, что мы здесь в карцере сидим. Иногда уходим гулять и веселиться на всю ночь. Никто не запрещает. Просто ты сам каждый раз делаешь выбор: стоит ли отказаться от полноценной тренировки завтра ради вечеринки сегодня. И надо понимать, что от этого выбора зависит твой результат в дальнейшем.

А потом что-то не выходит. Ни в первый, ни во второй, ни в десятый раз. И естественно, ты начинаешь копаться в себе: «Что случилось? Что со мной не так? Может, я как-то изменился? Может, с моими ногами что-то не то?» Эти мысли съедают тебя изнутри.

О 254 ступенях

В прошлом году на тренировке у меня получилось выполнить трюк, который пока ещё никому не удалось сделать. Он называется FrontSide 1800 (FS-1800). Я попробовал поставить его и на этапе Кубка мира в Москве, в третьей попытке, но не получилось — трамплин не очень подходил для таких прыжков, маловат. В итоге приземлился не в лучшую позицию и сломал крепление на доске. Но это ерунда — доски мы обычно меняем раз в два—три месяца. Главное, что в остальном всё в порядке. Честно говоря, не ожидал, что получится выиграть московский этап. Это мой дебют на Кубке, поэтому даже просто выйти в финал было здорово. Меня потом многие спрашивали, тяжело ли соревноваться в тридцатиградусный мороз. Но трудность была не столько в самом морозе, сколько в том, что из-за холода не работал лифт, и подниматься на рампу приходилось пешком. А это 254 ступеньки.

Выиграть этап Кубка мира — это круто. Быть первым россиянином, который сделал это, — приятно. Но долго наслаждаться победой и считать себя лучшим в мире не собираюсь. Буду продолжать бороться, выступать в Кубке мира и на других соревнованиях. Главной целью ставлю, конечно, Олимпиаду и X-Games. Я время от времени напоминаю себе, что всё кажется невозможным ровно до тех пор, пока ты этого не сделаешь. У каждого есть свои границы, их называют по-разному: иногда зоной комфорта, иногда ещё как-то. Так вот, кто-то пытается преодолеть эти границы и идти дальше, а кто-то смирно складывает руки и живёт, как живётся. Ещё иногда и пальцем на других показывают: мол, псих он, зачем что-то делает, зачем старается. Не нужно на это обращать внимания.

О pazienza

Конечно, мысли о том, чтобы всё бросить, иногда приходят. Представьте, вы работаете, у вас всё получается, пусть не с первого, но со второго, с третьего раза. Вам нравится, вы испытываете удовольствие от того, что делаете. А потом что-то не выходит. Ты понимаешь, что выкладываешься на сто процентов, что стараешься изо всех сил. Но почему-то, по какой-то причине у тебя не получается. Ни в первый раз, ни во второй, ни в десятый. И естественно, ты начинаешь копаться в себе: «Что случилось? Что со мной не так? Может, я как-то изменился? Может, с моими ногами что-то не то? Или с чем-то ещё?» Эти мысли съедают изнутри. И доходит до того, что думаешь: «Да зачем мне вообще всем этим заниматься, пошло всё к чёрту, до свидания, брошу всё и буду жить обычной студенческой жизнью». Такая реакция — от нехватки того, что итальянцы называют pazienza, терпение. Я не самый терпеливый человек. Конечно, с каждым разом всё лучше и лучше получается себя контролировать, но проблемы с силой воли и умением долго дожидаться результата есть и по сей день. Работаю над этим, всё время себе повторяю, что, если сейчас и не могу сделать тот или иной трюк, это не смертельно. Просто нужно дать себе ещё немного времени на тренировки.

Желание бросить всё очень быстро проходит. Секрет несложный — я просто очень люблю сноубординг. Мне кажется, каждый человек может найти себе любимое дело, которое будет приносить ему радость и удовольствие. Для меня сейчас это сноуборд. Мне нравится состояние полёта во время исполнения трюков. Нравится ставить себе цели и добиваться их на тренировках и на соревнованиях. Нравится, что когда я тренируюсь или выступаю, я — это не кто-то из массы, не какое-то простое число. Когда я на доске, я чувствую себя собой — Владом Хадариным.

Не надо думать, что мы тут  в карцере сидим. Никто не запрещает гулять и веселиться на всю ночь. Просто ты сам каждый раз делаешь выбор: стоит ли отказаться от полноценной тренировки завтра ради вечеринки сегодня.

  • Любимое блюдо. Пельмени. Сам, правда, никогда не пробовал их приготовить.
  • Лучшее упражнение для сноубордиста в спортзале. Все упражнения на пресс. Их много, и все хороши. Обычные скручивания из положения лёжа очень эффективны.
  • Совет начинающему сноубордисту. Если веришь, что занимаешься своим делом, ты не должен сомневаться в себе. Вера и желание — главное.
  • Самый важный совет от тренера Давидэ Чиккони. Неважно, сколько ты тренируешься, важно — как.
  • Самый большой страх. Боюсь упасть и получить травму. И боюсь даже не столько потому, что будет больно, а потому, что в этом случае придётся надолго, а может и навсегда, завязать с любимым делом. Ну и ещё пауков боюсь. Но со страхами всё так же, как и с терпением. С каждым днём работы над ними становится всё легче.