Можно ли узнать о компетентности врача заранее
В первом случае вы действительно можете попасть к отличному доктору, который лечит семью ваших друзей много лет. Но иногда люди могут приукрашивать или недооценивать профессионализм врача. Когда врач запрещает йодную сетку и не выписывает антибиотики при простуде — это нормально, но кому-то может не понравиться. А врача, который необоснованно отправил сдавать анализы «вообще на всё», ипохондрики могут и похвалить за заботу.
Во втором случае действует тот же принцип. Вы можете прийти к профессору, принимающему в клинике с мраморным холлом, и получить от него рекомендации, которые спасут вам жизнь. А можете получить правильные назначения от доктора в невзрачном кабинете государственной больницы. Регалии, репутация клиники и стоимость приёма могут отражать класс специалиста, а могут не отражать ровным счётом ничего. Так что не ограничивайтесь этими критериями, будьте внимательны на приёме и в процессе лечения.
Как должен пройти первый приём
Должен ли быть на первом приёме осмотр
Рената Петросян
семейный врач, эндокринолог клиники «Чайка» в КрылатскомЧто делать, если доктор и его назначения кажутся сомнительными
Если же вы вообще ничего не знаете о медицине, но чувствуете, что вам пытаются навязать ненужные анализы, выписать избыточное количество препаратов или вовсе лечат от чего-то эфемерного, значит, у вас есть основания сомневаться. Вы можете либо попросить объяснений от самого доктора либо (если они недостаточно убедительны) обратиться к другому специалисту или поискать информацию самостоятельно.
Рената Петросян
семейный врач, эндокринолог клиники «Чайка» в КрылатскомПризнаки хорошего врача (по мнению Ренаты Петросян):
- слушает и не перебивает;
- задаёт мало закрытых вопросов (тех, на которые можно ответить только «да» или «нет»). Например, вместо вопроса: «У вас была головная боль?», он поинтересуется: «Что ещё вас беспокоило, расскажите об этом подробнее»;
- с уважением относится к мыслям и тревогам пациента;
- не даёт оценки назначениям врачей из других медучреждений;
- понятным языком рассказывает о том, что, по его мнению, происходит с пациентом;
- рассказывает, как подтвердить или исключить диагноз;
- совместно с пациентом вырабатывает тактику ведения и лечения. Например, если пациент хочет бежать марафон с больным коленом, ведение и лечение будет направленно именно на адаптацию к бегу, а не на запрет нагрузок для быстрого или не очень быстрого выздоровления сустава;
- ясно и недвусмысленно рассказывает о следующих шагах пациента. «Когда мы с вами попрощаемся, вы в течение трёх дней принимаете лекарство, потом приходите снова. Или пишете мне в WhatsApp, или звоните. Если с вами происходит что-то непонятное — пишите, звоните, приходите раньше»;
- может прямо сказать пациенту: «Не совсем понимаю, что с вами происходит, мне надо подумать, почитать, посоветоваться». Да, это правильно. Медицина несётся вперёд семимильными шагами, и надо уметь искать помощь в неясных ситуациях;
- пользуется международными гайдлайнами.
Рената Петросян
семейный врач, эндокринолог клиники «Чайка» в КрылатскомДоктор, который подробно и понятно рассказывает о ходе своих мыслей, о возможной диагностике, о разных способах лечения и предлагает пациенту самому решить, как двигаться дальше, не превращает больного в неразумного малыша, напротив — он общается с ним как со взрослым человеком.
Кроме того, хороший врач всегда сомневается и держит в голове пару-тройку вариантов на случай, если что-то пойдёт не так. А очень хороший доктор информирует об этих вариантах пациента заранее. Например, банальная простуда может через десять дней стать пансинуситом или пневмонией. И это далеко не всегда результат неверного лечения. Это осложнение, связанное с присоединением вторичной бактериальной инфекции. И если человек предупреждён, он при первых же симптомах ухудшения обратится к врачу повторно, а не будет ждать, пока станет лучше и всё пройдёт само собой.
Не должно быть и хамства, не верьте сериалу «Доктор Хаус». Такой персонаж при всём своём профессионализме вряд ли сможет в полной мере проявить эмпатию, чтобы понять запрос пациента. Кроме того, на мой взгляд, это следствие выгорания и нелюбви к своей профессии и заболевшим людям.