Стоит ли выбирать врача по совету друзей, каким должен быть первый приём и в каких ситуациях нужно искать второе мнение? Разбираемся вместе с главным врачом клиники «Чайка» в Крылатском Ренатой Петросян.
Неважно, заболели вы или же решили просто пройти плановый осмотр. От того, насколько грамотно вы выберете врача, будет зависеть не только количество денег, которые вы потратите, но и в некоторых ситуациях — ваше здоровье и ваша жизнь.

Можно ли узнать о компетентности врача заранее

Здесь два варианта — опираться на советы знакомых и отзывы в Интернете или же разузнать всё о квалификации доктора (учёные степени, награды) и репутации клиники. Оба варианта не гарантируют, что врач вам подойдёт.

 

В первом случае вы действительно можете попасть к отличному доктору, который лечит семью ваших друзей много лет. Но иногда люди могут приукрашивать или недооценивать профессионализм врача. Когда врач запрещает йодную сетку и не выписывает антибиотики при простуде — это нормально, но кому-то может не понравиться. А врача, который необоснованно отправил сдавать анализы «вообще на всё», ипохондрики могут и похвалить за заботу.

 

Во втором случае действует тот же принцип. Вы можете прийти к профессору, который принимает в клинике с мраморным холлом, и получить от него рекомендации, которые спасут вам жизнь. А можете получить правильные назначения от доктора в невзрачном кабинете государственной больницы. Регалии, репутация клиники и стоимость приёма могут отражать класс специалиста, а могут не отражать ровным счётом ничего. Так что не ограничивайтесь этими критериями, будьте внимательны на приёме и в процессе лечения.

Как должен пройти первый приём

Вас должны подробно расспросить о том, что вас беспокоит. Когда начались симптомы, что им предшествовало. Врачу стоит знать о ваших хронических заболеваниях и семейном анамнезе. Хороший врач спросит об аллергиях и о том, какие лекарства вы сейчас принимаете. Список вопросов может дополняться и сокращаться в зависимости от конкретного случая, но важно чувствовать, что к вам относятся с вниманием и уважением.
 

Рената Петросян

главный врач клиники «Чайка» в Крылатском
— В России главенствует патерналистский подход в медицине. То есть доктор командует — пациент выполняет. Однако партнёрский путь гораздо эффективнее. Он позволяет принимать во внимание мысли, тревоги и ожидания пациента. Выяснив это, врач имеет куда больше шансов на хороший результат.

 

Доктор, который подробно и понятно рассказывает о ходе своих мыслей, о возможной диагностике, о разных способах лечения и предлагает пациенту самому решить, как двигаться дальше, не превращает больного в неразумного малыша, напротив — он общается с ним как со взрослым человеком.

 

Кроме того, хороший врач всегда сомневается и держит в голове пару-тройку вариантов на случай, если что-то пойдёт не так. А очень хороший доктор информирует об этих вариантах пациента заранее. Например, банальная простуда может через десять дней стать пансинуситом или пневмонией. И это далеко не всегда результат неверного лечения. Это осложнение, связанное с присоединением вторичной бактериальной инфекции. И если человек предупреждён, он при первых же симптомах ухудшения обратится к врачу повторно, а не будет ждать, пока станет лучше и всё пройдёт само собой.

 

Не должно быть и хамства, не верьте сериалу «Доктор Хаус». Такой персонаж, при всём своём профессионализме, вряд ли сможет в полной мере проявить эмпатию, чтобы понять запрос пациента. Кроме того, на мой взгляд, это следствие выгорания и нелюбви к своей профессии и заболевшим людям.

Должен ли быть на первом приёме осмотр

«Да он даже меня не послушал, даже не осмотрел!» — возмущаются некоторые пациенты. На самом деле это не всегда необходимо.
 

Рената Петросян

главный врач клиники «Чайка» в Крылатском
— Физикальное обследование даёт много информации, но в то же время иногда бывает совершенно бесполезным при первом визите. Однозначно никакое диагностическое исследование не в состоянии заменить полноценного осмотра. Но не стоит забывать, что, например, тот же ультразвук малого таза куда объективнее исследования руками. Кроме того, хороший врач во время разговора получает довольно много информации о физическом состоянии пациента.

Что делать, если доктор и его назначения кажутся сомнительными

Это нехороший признак. Если вы хотя бы что-то знаете о доказательной медицине, то наверняка слышали, что диагноз «вегетососудистая дистония», назначение противовирусных препаратов и иммуномодуляторов — одни из признаков, что вам стоит задуматься о компетентности доктора.

 

Если же вы вообще ничего не знаете о медицине, но чувствуете, что вам пытаются навязать ненужные анализы, выписать избыточное количество препаратов или вовсе лечат от чего-то эфемерного, значит, у вас есть основания сомневаться. Вы можете либо попросить объяснений от самого доктора, либо (если они недостаточно убедительны) обратиться к другому специалисту или поискать информацию самостоятельно.

 

Рената Петросян

главный врач клиники «Чайка» в Крылатском
— Есть, например, портал «Доказательная медицина для всех» на русском и есть UpToDate на английском. Здесь можно свериться с международными рекомендациями и статьями по доказательной медицине.

Признаки хорошего врача (по мнению Ренаты Петросян):

  • слушает и не перебивает;
  • задаёт мало закрытых вопросов (тех, на которые можно ответить только «да» или «нет»). Например, вместо вопроса: «у вас была головная боль?», он поинтересуется — «что ещё вас беспокоило, расскажите об этом подробнее»;
  • с уважением относится к мыслям и тревогам пациента;
  • не даёт оценки назначениям врачей из других медучреждений;
  • понятным языком рассказывает о том, что, по его мнению, происходит с пациентом;
  • рассказывает, как подтвердить или исключить диагноз;
  • совместно с пациентом вырабатывает тактику ведения и лечения. Например, если пациент хочет бежать марафон с больным коленом, ведение и лечение будет направленно именно на адаптацию к бегу, а не на запрет нагрузок для быстрого или не очень быстрого выздоровления сустава;
  • чётко и недвусмысленно рассказывает о следующих шагах пациента. «Когда мы с вами попрощаемся, вы в течение трёх дней принимаете лекарство, потом приходите снова. Или пишете мне в WhatsApp, или звоните. Если с вами происходит что-то непонятное — пишите, звоните, приходите раньше»;
  • может прямо сказать пациенту — «не совсем понимаю, что с вами происходит, мне надо подумать, почитать, посоветоваться». Да, это правильно. Медицина несётся вперёд семимильными шагами, и надо уметь искать помощь в неясных ситуациях;
  • пользуется международными гайдлайнами.

Благодарим руководство клиники «Чайка» за помощь в создании материала.