В споре необязательно рождается истина, и таким способом не всегда удаётся установить, кто же всё-таки прав — у каждого человека правда своя. Но дискуссия может стать полезным инструментом, чтобы рассказать о своей позиции и выслушать чужую. «Челленджер» составил список пяти самых распространённых ошибок, которые многие допускают в спорах, и объясняет, как их исправить.

Ошибка № 1: вы думаете только о себе

Спор — это общение двух или более людей, часто с совершенно разными взглядами. Поэтому желание во что бы то ни стало объяснить свою позицию может вылиться в неконструктивный разговор. Обычно чересчур упрямые оппоненты зациклены только на себе и ни в какую не хотят отклониться от вектора движения своих идей. Чтобы дискуссия получилась полезной для всех, важно внимательно относиться к собеседнику, пытаться услышать, что именно он хочет сказать и почему.

Ошибка № 2: вы не задаёте вопросов

«Что ты имеешь в виду?», «Как тебе пришла такая мысль?», «Почему ты думаешь, что это важно?» — эти вопросы добавляют осознанности в диалог. Часто мы ошибаемся, полагая, что точно понимаем собеседника. На самом деле всё может быть наоборот. Поэтому не стесняйтесь задавать наводящие вопросы. Например:

терпеть не могу феминизм;

— что именно тебя не устраивает в этом движении? (вместо: «Как ты можешь! Они же борются за права женщин!»)

— феминистки против мужчин и вообще очень злобные;

— давай разберёмся в значении этого термина. 

Подходите к любому спору с мирным настроем. Попытки оставить последнее слово за собой или любой ценой переманить человека на свою сторону, скорее всего, обернутся ссорой или просто потраченным временем.

Ошибка № 3: вы переходите на личности

Обсуждайте идеи, а не людей. «Ты так считаешь, потому что ты…» — подобная фраза вызывает желание защищаться. Собеседник занимает оборонительную позицию, ведь теперь он должен обезопасить себя и доказать, что он нормальный. Скорее всего, в ответ вы услышите выпад в вашу сторону, и конструктив сойдёт на нет. Уважайте оппонента, тогда получите уважение в ответ. 

Пол Грэм — эссеист и венчурный капиталист — в своей работе How to Disagree («Как не соглашаться») составил пирамиду пользы различных подходов к спорам, от самых неприятных к экологичным: ругань, переход на личности, претензии к тону, препирательства, контраргумент, обычное опровержение, опровержение сути.

Ошибка № 4: вы слишком эмоциональны

Определите, как далеко вы готовы зайти в споре и зачем вам это нужно. Если диалог довольно эмоциональный, но тем не менее в нём нет агрессии, все выражаются честно, открыто и прибегают к разумной аргументации, подобная дискуссия пойдёт только на пользу всем участникам. Однако если напряжение продолжает расти, никто никому уступать не собирается, а высказывания становятся всё резче — в таких случаях пора понять, что дальше всё будет только хуже и в итоге ни к чему рациональному не приведёт. 

Разозлить противника — худшее, что вы можете сделать. Поэтому контролируйте свои эмоции, сохраняйте хладнокровие, не пытайтесь задеть или обидеть человека. Ведь победить в споре — не значит довести собеседника до слёз.

Ошибка № 5: вы нелогичны

Сохраняйте логику, когда спорите с кем-то, и придерживайтесь своей позиции, если уверены в ней. Иногда хочется сказать: «Ладно, ты прав, хватит», когда вы устали, расстроены или спор вам просто надоел. Вместо этого лучше объяснить, что дискуссия, на ваш взгляд, зашла в тупик. Каждый остаётся при своём мнении, и это нормально. Так собеседник увидит в вас цельную личность, а не того, кто готов сдаться, лишь бы от него отстали.

Как правильно спорить

  • внимательно слушайте;
  • уважайте собеседника;
  • не переходите на личности и оскорбления;
  • сохраняйте спокойствие;
  • используйте факты в поддержку вашей точки зрения;
  • задавайте вопросы;
  • апеллируйте к вечным ценностям: любви, дружбе, миру во всём мире, уважению, взаимопониманию;
  • будьте готовы к компромиссу.