Чтобы протестировать эту теорию, учёные провели два эксперимента. Для первого они пригласили 66 голландских студентов. Их разделили на две группы: «художественную» и «контрольную». 36 студентов из «художественной» группы читали «Приключения шести Наполеонов» — короткий рассказ Артура Конана Дойля. 30 «контрольных» участников внимательно изучили две газетные заметки о текущих событиях: про мятежи в Ливии и ядерную катастрофу в Японии.
Во время обоих экспериментов каждый студент заполнял онлайн-анкету, посвящённую эмпатии и теории эмоциональной транспортации. Эти опросы замеряли, насколько сильно или слабо участники переживали по поводу событий, которые не имели к ним никакого отношения, или жалели людей в принципе. Цель опроса, посвящённого эмоциональной транспортации, заключалась в том, чтобы измерить силу, с которой читатели погружались в сюжет. Участники заполняли анкеты только один раз за время эксперимента, но отмечали силу своей эмпатии три раза: до прочтения, после и через неделю после прочтения. И никакого мухлежа: организаторы внимательно расспрашивали всех участников, чтобы быть уверенными в том, что они действительно читали.
Что же насчёт газетных заметок? Можно было бы предположить, что чтение о проблемах в настоящем мире увеличит способность сопереживать, но оказалось, что всё ровно наоборот. Авторы исследования считают, что чтение о реальных событиях заставляло людей чувствовать вину или необходимость как-либо конкретно помогать, а не абстрактно сопереживать.