Великий танцор Рудольф Нуреев был слишком свободным — он не боялся экспериментов и презирал любые правила, которые хоть сколько-нибудь ограничивают творчество. Перед вами 10 самых ярких выступлений гения — если вы всё ещё не любите балет, то после этого материала точно полюбите.
Казалось, Нуреев сочетал в себе несочетаемое — он любил сцену, но при этом терпеть не мог давать интервью. Он мог играть как ранимого и хрупкого Пьеро, так и жизнелюбивого Базилио. Он обожал кино, обожал те несбыточные иллюзии, которые дарит Голливуд, но при этом на дух не переносил лицемерия и пустоты светских бесед. На закате своей карьеры (и, увы, на закате жизни) он купил маленький остров в Италии, научился играть на пианино и стал дирижёром. Это была его мечта. Он любил уединение и любил тот мир, который под силу создать лишь искусству.
Перед вами самые знаковые выступления, которые превратили великого танцора в легенду.

Корсар

Па-де-де из балета Мариуса Петипа «Корсар» стало одним из первых триумфов молодого Нуреева. Ему было всего 20, он — студентом третьего курса Кировской балетной школы — приехал в Москву, чтобы принять участие в престижном конкурсе. «Впервые в жизни публика требовала бис. Я танцевал снова и снова, и аплодисменты с каждым разом звучали всё громче. Это было невероятно», — вспоминал Нуреев. Потом, когда Рудольф переедет на Запад, это па-де-де станет одним из его знаковых номеров.

Спящая красавица

В 1961 году во время гастролей Кировского театра (сейчас — Мариинский театр) в Париже Нуреева отстранили от участия в спектаклях за «нарушение режима нахождения за границей». Его в принципе всегда считали неблагонадёжным — он казался слишком своенравным и непредсказуемым. Нурееву предписали вернуться в СССР для дальнейших разбирательств, однако танцор понимал, что его ждёт дома, и решил совершить беспрецедентный по тем временам поступок — он попросил у Франции политического убежища, чтобы остаться в Париже.

 

Первым западным выступлением невозвращенца Нуреева стал балет «Спящая красавица» в труппе маркиза де Куэваса. Сначала он исполнил партию Голубой птицы, а потом — на закрытии последнего парижского сезона труппы — главную роль. Публика была в восторге от Нуреева — от его смелости, красоты, от той новизны, которую он привнёс в классический спектакль. Его артистизм, наглость, аристократичность, элегантность в совокупности с феноменальной техникой и виртуозным владением собственным телом сделали его звездой.

Лебединое озеро

За свою карьеру Нуреев сыграл во многих постановках «Лебединого озера», однако особняком стоит необычная версия, которую придумал и поставил сам танцор. В ней он отошёл от классического сюжета — сюжета, в котором ведущая партия принадлежит балерине. В его варианте центральным героем стал Зигфрид. По сути, Нуреев совершил революцию: его персонаж — не бесцветный принц, который нужен только для того, чтобы выполнять различные поддержки балерины. Нет, его Зигфрид — это личность, которая ищет не реальное счастье, а идеальный вымышленный мир. Идеальную иллюзию.

Дон Кихот

Нуреев очень любил роль Базилио за то, что тот сильно отличался от романтических принцев, которых Рудольф довольно часто играл. Для него Базилио был своего рода передатчиком — благодаря ему он мог выразить собственное чувство юмора и жизнерадостность. Нуреев придумал хореографию и танцевал Дон Кихота для Венской оперы, а затем и для Австралийского балета. Спустя два года после премьеры Нуреев записал этот балет на плёнку, выступив одновременно в роли хореографа, постановщика и исполнителя.

Жизель

В 1962 году великая английская балерина Марго Фонтейн пригласила молодого «невозвращенца» принять участие в благотворительном представлении и станцевать партию Альберта из балета «Жизель». Марго была настолько очарована Рудольфом, — его техникой и глубиной погружения в роль, — что решила станцевать с ним, исполнив партию Жизели. Тогда Фонтейн было 40 лет — она уже готовилась к завершению карьеры, но знакомство с Нуреевым вдохновило её продолжить танцевать. И кстати, именно благодаря её протекции Рудольф попал в труппу Королевского балета.

Маргарита и Арман

Дуэт с Марго Фонтейн в «Жизели» стал отправной точкой не только искренней дружбы, но и плодотворного творческого союза. Специально для дуэта любимой всеми лондонцами балерины и скандального беглеца хо­реограф Фредерик Аштон придумал «Маргариту и Армана» (в основе сюже­та — «Дама с камелиями» Дюма). Несмотря на небольшую продолжительность балета, благодаря страсти, с которой играли танцоры, этот спектакль полюбился публике. Великий режиссёр Питер Брук говорил: «Они необыкновенные актёры. Каждое их движение придаёт самой искусственной форме естественный и человеческий характер».

Золушка

Балет «Золушка» Нуреева не имеет отсылок ни к одной из предыдущих театральных постановок, однако остаётся верным замыслу композитора. При участии художника Петрика Ионеско Нуреев перенёс действие «Золушки» в Голливуд 30-х. По сюжету влиятельный продюсер спасает от непутёвого отца и злой мачехи юную девушку и даёт ей возможность дебютировать в кино и привлечь внимание «принца» — в данном случае знаменитого актёра.

Аполлон

Нуреев никогда не скрывал, что его заветная мечта — это работа с Джорджом Баланчиным. В тех немногочисленных интервью, которые давал Рудольф, он называл Баланчина гением и самым великим хореографом современности. Однако при встрече с танцором Баланчин не предложил ему место в своей труппе. Он сказал: «Приходи, когда избавишься от своих принцев». И только спустя 15 лет мечта Рудольфа осуществилась. Он получил роль Аполлона в одноимённом балете Баланчина. Герой Нуреева ещё очень юн — он только постигает мир вокруг, и Рудольфу удалось передать ту естественность, лёгкость и торжественность, с которой Аполлон совершает пусть и маленькие, но важные открытия.

Юноша и Смерть

Хореограф Ролан Пети, Зизи Жанмер в роли Смерти, Нуреев в роли Юноши и гениальная музыка Баха сделали этот короткометражный фильм величайшим драматургическим произведением. В автобиографии Пети вспоминал работу над балетом: «Мы втроём заперлись с кинокамерами на съёмочной площадке, окружённой зеркалами. Оба артиста взялись за работу, стали учить хореографию и искать способы её исполнения. Репетицию отсняли, потом установили декорации и приступили к съёмкам самого балета. Помню, когда Рудольфа гримировали, он с хитрой улыбкой спросил меня: «Я хорошо выгляжу на экране?» Я ответил: «Ты фотогеничен, как Мэрилин Монро». И его улыбка тут же превратилась в смех. Он был готов к съёмкам».

Маппет-шоу

Помимо драматургических ролей, в карьере Нуреева были съёмки в одной популярной телепрограмме с очень непривычной для классического балета партнёршей.