12 февраля отмечает свой 51-й день рождения режиссёр Даррен Аронофски. За свою карьеру он снял всего семь полнометражных фильмов, но каждый из них стал большим событием в мире кино. The Challenger рассказывает, почему эти картины стоит посмотреть хотя бы раз в жизни.
Даррен Аронофски родился в Бруклине (Нью-Йорк. — Прим. ред.), в семье учителей. После окончания средней школы он поступил в Гарвард, где изучал антропологию, кино и анимацию. За это время будущий режиссёр успел снять две короткометражки: «Чистка супермаркета» и «Печенье с предсказаниями». После он получил степень бакалавра искусств с отличием. 

На отношение Даррена Аронофски к искусству сильно повлияло творчество Стэнли Кубрика, Мартина Скорсезе и, конечно, Дэвида Линча — их работы Даррен знает наизусть. Аронофски ловко балансирует на грани арт-хауса и массового кино, называя себя «независимым режиссёром», но не упуская при этом возможности попасть в мир высокобюджетных фильмов. Он знает, как привлечь к съёмкам лучших актёров, он умеет поразить критиков и эпатировать зрителей. С чего же начать знакомство с фильмографией Аронофски, если по каким-то причинам его творчество прошло мимо вас?

«Пи» (1997)

Полнометражный дебют Аронофски. Бюджет этого фильма составил всего 60 тысяч долларов, причём часть суммы Даррен потратил из своего кармана. Сюжет ленты напоминает сюрреалистический кошмарный сон, в котором гениальный математик Максимилиан Коэн пытается найти логический код от Вселенной. Несмотря на то что скромный бюджет картины негативно сказался на качестве изображения, фильм тепло встретили на фестивале «Санденс» (национальный американский кинофестиваль независимого кино. — Прим. ред.), а в прокате он собрал целых 3,2 млн долларов! Так что все немногочисленные инвесторы остались в плюсе, а у Аронофски появились средства на следующие проекты. 

Зачем смотреть? Чтобы узнать, что такое малобюджетный, но очень крутой фильм.

«Реквием по мечте» (2000)

Второй фильм Аронофски появился в прокате через три года после «Пи». Это была экранизация романа Хьюберта Селби — младшего: мрачная и пронзительная история людей, которые подсели на наркотики и были не в силах разорвать порочный круг. В фильме нет пропаганды запрещённых веществ, а сам Аронофски в одном из интервью назвал свой «Реквием» фильмом о любых зависимостях — от сигарет до соцсетей. Актёры, среди которых был молодой Джаред Лето, сыграли превосходно: персонажи «Реквиема по мечте» не просто вызывают сочувствие — они заставляют зрителей испытать ужас и подумать о том, что было бы с ними в похожей ситуации. Стройный визуальный ряд дополняет надрывная композиция Lux Aeterna, ставшая хитом. 

Зачем смотреть? Чтобы убедиться: любая навязчивая идея может стать убийственной. А ещё ради того, чтобы насладиться игрой молодого Джареда Лето и великолепной музыкой.

«Фонтан» (2006)

В этой картине Даррен Аронофски решил затронуть сложную тему жизни и смерти. Получилось у него это или нет, можно узнать, посмотрев тягучий, мрачноватый, философский «Фонтан», который многим хочется бросить смотреть на середине. Сам Аронофски «осилил» этот фильм тоже не с первого раза: по первоначальной задумке, сняться в главных ролях должны были Брэд Питт и Кейт Бланшетт, но Питт покинул проект из-за творческих разногласий с режиссёром. В результате идея легла на полку и пробыла там до тех пор, пока на главную роль не был утверждён Хью Джекман. Правда, бюджет фильма в итоге был сокращён почти вдвое, а Даррену пришлось отказаться от спецэффектов. Несмотря на положительные отзывы критиков, в прокате лента провалилась: не все зрители смогли проникнуться философским сюжетом «Фонтана». А вот саундтрек картины (его написал композитор Клинт Мэнселл, работавший над музыкой к «Реквиему по мечте» и «Пи»), напротив, поразил многих — фильм был номинирован на премию «Золотой глобус» за лучшую музыку.

Зачем смотреть? Чтобы насладиться тем, как гениально исполняет роль Хью Джекман (кстати, он специально побрился налысо), послушать потрясающую музыку и убедиться, что невероятные миры в кино можно создавать и без огромных бюджетов на спецэффекты.

«Рестлер» (2008)

Этот фильм 2008 года получил «Золотого льва» — почётный приз 65-го Венецианского кинофестиваля. Главная роль в «Рестлере» досталась Микки Рурку, которого к тому времени успели забыть и почти списали со счетов. Ставка Аронофски оказалась удачной: обычно несговорчивый Рурк на этот раз работал на совесть, и пока Даррен занимался бюджетом, Микки осваивал рестлинг. В результате на экране появился персонаж, которому невозможно не поверить. Рурк, по сути, рассказал собственную историю: о жизни звезды, несправедливо забытой окружающими. История тронула и критиков, и зрителей.

Зачем смотреть? Чтобы стать свидетелем «второго рождения» легендарного Микки Рурка и больше узнать о жестоком мире спорта.

«Чёрный лебедь» (2010)

На фоне предыдущих картин фильм про непростую жизнь балерин может показаться «нежным» и «женственным», хотя жёстких сцен в «Чёрном лебеде» хватает. На этот раз критики дружно призвали Даррена «учить матчасть»: балетные сцены получились неубедительными — во всяком случае, для знатоков. При этом тема для американских зрителей оказалась новой, да и вся соль была вовсе не в танцах: у Аронофски получился мощный психологический триллер с Натали Портман в главной роли. Её диплом по психологии был как нельзя более кстати: главная героиня вызывает не просто гамму, а целую бурю эмоций — от сочувствия до отвращения. Так что, несмотря на все «но», фильм справедливо получил пять номинаций на «Оскар» и заслуженно взял статуэтку за главную женскую роль. 

Зачем смотреть? Ради гениальной игры Натали Портман и непредсказуемого сюжета.

«Ной» (2014)

В 2014 году Аронофски представил зрителям свою версию истории всемирного потопа. Он собрал в одном «ковчеге» Рассела Кроу, Дженнифер Коннелли, Эмму Утсон и Энтони Хопкинса. Неплохой состав! История получилась эпической, и критики встретили её с одобрением. Что касается зрителей, то их 135 минут фильма несколько утомили: «Ной» окупился в прокате, но в списки «лучших из лучших» не попал — главной претензией стало искажение библейского сюжета. В общем, Даррену снова посоветовали «учить матчасть». 

Зачем смотреть? Чтобы по достоинству оценить актёрскую игру (а ещё мощные спецэффекты) и попытаться разгадать режиссёрский замысел.

«мама!» (2017)

Последний пока фильм Аронофски вышел в 2017 году. В случае с «мамой!» Даррен выступил не только режиссёром, но и сценаристом. Получился триллер с элементами ужаса — жёсткий, мистический, пугающий и угнетающий. Актёрский состав снова звёздный: Хавьер Бардем, Дженнифер Лоуренс, Мишель Пфайффер, Эд Харрис и другие. Кинокритики из газеты The Guardian оценили фильм на 10 из 10, отметив, что «как машина для того, чтобы свести вас с ума, — это прекрасно».  

Зачем смотреть? Чтобы пощекотать себе нервы и проверить себя на прочность. 

Что в итоге

Фильмы Аронофски не остаются без внимания. Каждый из них производит впечатление как на зрителей, так и на критиков. К творчеству режиссёра можно относиться по-разному: одних его фильмы восхищают, других оставляют в недоумении. С уверенностью можно сказать: они вызывают эмоции. А разве не этого мы все хотим, когда нажимаем на кнопку play?