Любите кино и хотите начать разбираться в фильмах, как профессионал? The Challenger вместе с доцентом ВГИК, руководителем мастерских режиссуры, основателем онлайн-школы «Миры экрана» Виталием Калининым рассказывают, как стать настоящим ценителем кинематографа. Не бойтесь, это не так сложно, как кажется!

Изучите классику

Полезно знать, с чего всё начиналось. Тем, кто вырос на цветном кино, может быть непросто смотреть чёрно-белые картины. Но попробуйте облегчить себе задачу. 

1. Начните с фильмов, которые опередили своё время

Как правило, они остаются актуальными и через многие годы после выхода, поэтому их интересно смотреть даже сегодня. Мы рекомендуем эти: 

  • «В порту» — американская драма 1954 года о коррупции в профсоюзах портовых грузчиков с Марлоном Брандо в главной роли. 
  • «Бульвар Сансет» — фильм-нуар 1950 года американского режиссёра Билли Уайлдера о трагедии забытых «звёзд» Голливуда.
  • «Скованные одной цепью» — драматический фильм Стэнли Крамера, вышедший в 1958 году, в котором раскрывается история двух сбежавших заключённых.
  • «Гражданин Кейн» — американская драма 1941 года, первый полнометражный фильм Орсона Уэллса, который сам сыграл в нём медиамагната, умершего в гигантском замке. 

2. Найдите жанры, которые берут вас за душу

Допустим, это чёрные комедии. Обычно юмор в фильмах-нуар дополняется соответствующей мрачной картинкой и звуковым сопровождением, что не случайно — у каждого жанра свои законы. Классика нуара: «Мальтийский сокол» (1941), «Двойная страховка» (1944), «Мёртв по прибытии» (или D.O.A., 1950).

Если вам больше по душе фэнтези и научная фантастика, посмотрите фильмы «Вторжение похитителей тел» (1956) или «Невероятно уменьшающийся человек» (1957).

Фанатам хорроров стоит увидеть «Мумию» (1932), «Дракулу» (1931), «Франкенштейна» (1931) и «Жену Франкенштейна» (1935).

Поклонники документального кино просто обязаны увидеть «Человека с киноаппаратом» (1929) и «Ночь и туман» (1955).

Ну а история классического вестерна начинается с «Большого ограбления поезда» (1903).

3. Дайте шанс неизвестным, непопулярным и провокационным фильмам

Некоторые фильмы знамениты благодаря своей противоречивости. Например, к «Уродцам» 1932 года современники оказались не готовы. Фильм провалился в прокате, но почти через 30 лет, в 1961-м, был заново открыт и быстро приобрёл культовый статус.

Смотрите фильмы об истории кино

Своеобразный способ заглянуть на съёмочную площадку и узнать, как снимается кино — посмотреть фильмы о режиссёрах, актёрах и тех картинах, которые они сняли. 

Такие фильмы рассказывают о людях, о том, чем они известны и о ключевых моментах их жизни. Например, из фильма Тима Бёртона «Эд Вуд» c Джонни Деппом в главной роли вы узнаете об Эдварде Вуде-младшем — режиссёре, продюсере и сценаристе, снискавшем славу «худшего режиссёра всех времён и народов», о том, как он создавал образы героев своих картин и какими людьми себя окружал. 

Иногда самые интересные истории о кино — те, которые случились на самом деле. Попробуйте также посмотреть документальные фильмы о Голливуде — таких снято немало. В них из интервью с режиссёрами и актёрами вы узнаете, как снимались ключевые сцены (обычно съёмки окружены интересными деталями) и другие подробности. Когда вы знаете, что за кулисами было не меньше драмы, чем в сюжете, знаете личные истории актёров, просмотр становится ещё увлекательнее. 
 

Мария Железнова

студентка режиссёрского курса В. С. Калинина «Миры экрана» школы кино
— Моё направление — документальное кино. В отличие от режиссёров игровых фильмов мы имеем дело не с актёрами, а с реальными персонажами. В остальном драматургия одинакова. Точно известно, что будет в начале, середине, конце фильма, где будет центральное событие. Отдельный интерес — поиск персонажей. И знаете, жизнь гораздо богаче вымысла.

Изучите культовые картины

Так называют фильмы, которым когда-то удалось наделать много шума (сейчас это назвали бы «хайпом») и создать вокруг себя сплочённую толпу фанатов. Такое кино редко добивается успеха у критиков, но именно его чаще всего косплеят на тематических вечеринках и пересматривают в компании почитателей. Вряд ли вам понравятся все, но фильм, сумевший заставить говорить о себе толпы людей, определённо стоит того, чтобы его посмотреть.
 

Виталий Калинин

доцент ВГИК, руководитель мастерских режиссуры, основатель онлайн-школы «Миры экрана»
— Характер героя передаётся разными способами. Во-первых, драматургией и трактовкой образа. Здесь общая работа режиссёра и актёра. Во-вторых, психо-физическими данными актёра. Если не дано, то не дано, какой бы актёрской техникой исполнитель ни владел. И тут ещё важен масштаб личности. «Пустой» человек не сможет сыграть Гамлета, как бы ни старался. В-третьих, что свойственно только кинематографу, умением «подать» героя, найти ему «крутой» визуальный эквивалент. Здесь важна операторская школа. 

Узнайте больше об известных режиссёрах

Над фильмом работает огромное количество людей: сценаристы, актёры, монтажёры, продюсеры. Но главным ответственным за картину остаётся её режиссёр. 
Режиссёра фильма можно сравнить с автором книги: зная, что он снял, его стиль, качество его работ, вы примерно представляете, чего ждать от новой картины. А значит, вам будет проще:

  • найти фильмы, которые вам понравятся. Если вам пришёлся по душе один из фильмов Стивена Спилберга, то, скорее всего, вам понравится и другой. Список из нескольких любимых творцов позволит вам определить стили и жанры картин, которые будут вам интересны;
  • упорядочить фильмы в памяти. Вам не придётся помнить все их по отдельности, ведь вы будете знать, что ваши любимые «Таксист», «Казино», «Славные парни», «Волк с Уолл-cтрит», «Отступники» созданы одним и тем же режиссёром, Мартином Скорсезе;
  • отличить стиль любимого режиссёра от любого другого.

 

Виталий Калинин

доцент ВГИК, руководитель мастерских режиссуры, основатель онлайн-школы «Миры экрана»
— Люблю Тарантино. Он парадоксален во всём. Это истинное понимание [Сергея Михайловича] Эйзенштейна, которого я бесконечно боготворю. Квентин отмечал гениальность Эйзенштейна, подчёркивал, что учился у него. А Эйзенштейн — ключ к пониманию кинематографа в целом. [Андрей Арсеньевич] Тарковский также в списке любимых. Для меня он «икона стиля». Он как никто из советских режиссёров владел временем фильма, втягивал зрителей в воронку Вечности. Много у меня любимых режиссёров, но об этой «тройке» вспоминаю каждый день.
Вероятно, вы уже фанат одного-двух режиссёров, даже если не подозреваете об этом. Чтобы выяснить, кто они, сделайте следующее: 

  • узнайте, кто режиссёр ваших любимых фильмов. Вспомните 10–15 кинокартин и выясните, кто снял каждую из них. Скорее всего, несколько будут созданы одним и тем же режиссёром. Если так, то вот он — режиссёр, стиль которого вам по душе. Изучите его фильмографию и посмотрите ещё пару-тройку его работ;
  • заведите привычку подмечать, кто режиссёр всякий раз, когда смотрите новый фильм. Если фильм вам понравился, поищите и посмотрите другие картины того же создателя;
  • изучите работы великих режиссёров всех времён. Вероятно, не все они вам понравятся, но определённо будет то, что вам откликнется. И снова — изучите фильмографию автора понравившейся картины и выберите что-то для просмотра;
  • почитайте интервью ваших любимых режиссёров и выясните, кто вдохновлял их. Многие режиссёры любят рассказывать о своих кумирах. Работы тех, кто вдохновлял их на создание шедевров, скорее всего, понравится и вам.

 

Мария Железнова

студентка режиссёрского курса В. С. Калинина «Миры экрана» школы кино
— Смотреть кино, читать книги о кино, ходить на выставки о кино — вот мои советы тем, кто хочет начать разбираться в теме. Могу рекомендовать книги Михаила Ромма «Беседы о кино и кинорежиссуре», Александра Митта «Кино между адом и раем», а также «Диалог с экраном» Юрия Лотмана и Юрия Цивьяна. Пробуйте снимать ролики сами — сейчас много устройств и приложений, в которых удобно монтировать. Ничего не бойтесь и не стесняйтесь.

Узнайте больше о вашем любимом фильме

Ищите информацию в Интернете и читайте о любимом кино. Так вы узнаете много интересных деталей и о фильме, и о его создателе. Например, если вы фанат «Сияния» Стенли Кубрика, вам интересно будет узнать, что Стивен Кинг посчитал этот фильм одной из худших киноадаптаций своих книг. Или, например, что роль жены главного героя требовала от Шелли Дюваль постоянного нахождения в состоянии стресса, в какой-то момент актриса больше не могла плакать. И тогда Кубрик потребовал, чтобы никто на съёмках не симпатизировал и не говорил комплименты Шелли. Режиссёр придирался к любым мелочам в её актёрской игре, постоянно поддерживая её во взвинченном состоянии.

Согласитесь, намного интереснее смотреть фильм, понимая, что происходило за кадром.

Научитесь получать удовольствие от просмотра

Нет лучшего способа начать разбираться в кино, чем смотреть как можно больше фильмов. Делать это надо, разумеется, с удовольствием. Чтобы максимально увлечься миром, созданным режиссёром, сюжетом и актёрской игрой, следуйте нашим советам:

1. Избавьтесь от всего, что вас отвлекает

Неважно, смотрите вы фильм дома или в кинотеатре. Первое, что нужно сделать, — убрать всё, что может вас отвлекать и раздражать во время просмотра. Фильмы могут перенести вас в другое время и пространство, так позвольте им сделать это! Закройте «Фейсбук» и «Твиттер», отключите звук на смартфоне, спрячьте его подальше и смотрите, смотрите, смотрите. Без погружения в мир, который представлен в фильме, вряд ли получится прочувствовать историю, рассказанную в нём, и пережить эмоции, которые испытывают герои — а значит, и удовлетворение от просмотра будет неполным. 

Попробуйте посмотреть фильм в одиночестве — это позволит вам максимально на нём сосредоточиться. После просмотра хорошей картины вы почувствуете себя так, будто вернулись из затяжного отпуска в другой реальности. 

 

Мария Железнова

студентка режиссёрского курса В. С. Калинина «Миры экрана» школы кино
— Для режиссёра важно постигать мир и передавать свои чувства, уметь видеть образ и доносить его до зрителя, уметь с ним (со зрителем) разговаривать. Нужно найти свой понятный язык — этот язык и будет стилем режиссёра. Визуально картинкой можно передать настроение и состояние героя. А сама картинка — это насмотренный багаж автора: фильмы, живопись — всё то, что сформировало его вкус.

2. Усядьтесь поудобнее

Убедитесь, что вам будет довольно комфортно в ближайшие пару часов. Не забудьте о таких важных вещах, как поход в туалет перед началом сеанса, а также о напитках. От перекусов во время просмотра лучше отказаться: во-первых, это не полезно, а во-вторых, может отвлекать вас и окружающих. Выключите свет и приготовьтесь забыть обо всём постороннем.
 

Виталий Калинин

доцент ВГИК, руководитель мастерских режиссуры, основатель онлайн-школы «Миры экрана»
— Стиль любого мастера — от архитектора до режиссёра — это сплав формы и содержания. Или наоборот – форма, которую он выбирает для содержания. У всех по-разному. Этот процесс идёт одновременно — содержание ищет форму, форма проявляет содержание. Сформировавшийся мастер — это уже стиль. У начинающих стиля ещё нет, но если смотреть их ранние работы, можно выделить отдельные элементы формы. Для режиссуры они традиционны: выбор историй, предпочтение жанров, структура драматургического повествования, выбор и пристрастие к тем или иным исполнителям, визуальные, монтажные решения. И, разумеется, сама атмосфера фильма. Мир фильма. Или вселенная фильма. Тут сразу можно отличить, скажем, вселенные Спилберга и Лукаса от мира Звягинцева или Вуди Аллена. Стиль — это автор. А автор формируется в своих работах. 

3. При первом просмотре не фокусируйтесь на деталях, которые сбивают вас с толку

В фильме могут быть непонятные моменты, но не стоит заострять на них внимание. Просто наслаждайтесь картиной — у вас всегда будет возможность пересмотреть кино и понять, что к чему.

4. Обдумайте то, что вы только что посмотрели, а затем… посмотрите ещё раз!

Если вы не поняли, понравился ли вам фильм (да, так тоже бывает), значит, самое время обдумать, что это было. Почитайте о фильме в Интернете, пообщайтесь с друзьями, которые смотрели картину — это поможет лучше понять сюжет. Теперь, когда у вас чуть больше понимания и вам не нужно следить за поворотами сюжета, попробуйте посмотреть фильм ещё раз, обращая внимание на детали, метафоры, ключевые моменты. Ваши новые знания сделают второй просмотр даже интереснее первого.

5. Покажите фильм другим

Вы уже хорошо знаете фильм и сформировали своё мнение о нём. Настало время показать его тем, кто никогда не смотрел его раньше — а затем обсудить его всем вместе и сравнить ваши точки зрения.

Устраивайте киномарафоны

Выберите любой параметр (жанр, время и т. д.), который придёт вам на ум, найдите время и усаживайтесь перед экраном на долгие часы. Идеи для киномарафона:

  • Фильмы одного режиссёра
    Вы же уже составили список любимых режиссёров? Заказывайте DVD или покупайте в онлайн-кинотеатрах его фильмы и смотрите их один за другим в порядке создания — так вы сможете проследить эволюцию стиля вашего кумира.
  • Фильмы с любимым актёром
    И не забывайте обращать внимание на режиссёров, снявших эти фильмы. 
  • Топ-списки и подборки фильмов
    В Интернете полно списков, составленных кинофанатами. Пользуйтесь!
  • Фильмы одного времени
    Выберите год или десятилетие и смотрите фильмы этого периода. После окончания режима самоизоляции пригласите друзей и устройте «пятницу 1960-х» или «субботу 1995-го».
  • Фильмы одного жaнра, стиля, темы
    Праздничные фильмы, кино про собак, про подводные лодки — можно найти фильмы о чём угодно. 

И ещё!

  1. Начните с того, что вам нравится, и постепенно расширяйте кругозор. Подмечайте режиссёров, актёров и используйте это, чтобы найти больше интересных вам фильмов.
  2. Не переусердствуйте. Ваше увлечение кино не должно превратиться в работу — не нужно смотреть фильмы через силу. Никто не ждёт, что вы в один миг превратитесь в киноэксперта, так что просто наслаждайтесь процессом.
  3. Экспериментируйте. Не зацикливайтесь на одном режиссёре, жанре, времени — всегда оставайтесь открыты новому. Давайте шанс разным фильмам.
  4. Смотрите фильмы режиссёров из разных стран. Даже если они доступны только с субтитрами — смотрите их.
  5. Не станьте киноснобом. Начав разбираться в кинематографе, оставайтесь скромным и открытым для новых знаний.

 

Виталий Калинин

доцент ВГИК, руководитель мастерских режиссуры, основатель онлайн-школы «Миры экрана»
— Если представить себе, что горят (не дай Бог!) все фильмотеки мира и передо мной страшный выбор — какие три фильма спасти, я бы спас «Огни большого города» Чаплина — отсюда начинается кинематограф гуманности, «Броненосец Потёмкин» — с него начинается и заканчивается немой период и, наверное, «Сталкера», чтобы «будущие люди» поняли, почему эта планета умерла и её захватили пришельцы. Поскольку я непобедимый оптимист, то думаю, что в другой точке планеты кто-то тоже спасёт свои три любимых фильма и землянам достанется вполне приличная фильмотека, чтобы начать всё сначала. Впрочем, это я, кажется, Рэя Бредбери пересказал.