В 1909 году в Нью-Йорке женщины вышли на улицы и требовали равную оплату труда и право голосовать на выборах (с первым у нас до сих пор проблемы). Через год немецкие социалистки Клара Цеткин и Роза Люксембург предложили установить международный женский день как символ борьбы женщин за свои права. Для того чтобы напомнить об истинном значении Восьмого марта, мы решили рассказать о тех женщинах, которые каждый день борются не только за свои права, каждый день рушат стереотипы, каждый день пытаются сделать этот мир немного лучше.

Ира Моргунова, старший редактор

восхищается Эшли Грэм

— У Кендрика Ламара в хите HUMBLE. есть строчка: «Я так устал от “фотошопа”, покажи мне что-нибудь настоящее — как афро Ричарда Прайора, как задница с растяжками». Не знаю, как вы, но именно эту фразу мне хочется крикнуть, когда я смотрю ленту Инстаграма и вижу однотипные отфейстюненные лица. На фоне этого выхолощенного (и скучного) однообразия Эшли Грэм — глоток свежего воздуха. Во-первых, она безумно красивая и непосредственная (документировать в сториз процесс удаления волос в носу не каждый решится). Во-вторых, успешная. Эшли постоянно участвует в модных показах, ведёт телешоу и снимается в рекламе (особенно люблю кампанию для Marina Rinaldi), при этом она первая модель плюс-сайз, которая появилась на обложке Sports Illustrated. В-третьих, Эшли ответственная и осознанная. Она записывает подкаст Pretty Big Deal, в рамках которого делает интервью с крутыми женщинами (среди них, например, была Серена Уильямс). И наконец, Эшли спортивная. Я обожаю её сториз из спортзала. Суперинтенсивный функциональный тренинг с элементами кроссфита, который предпочитает модель, — чистый кайф. Вот кто вдохновляет меня на ежедневные тренировки! Не безупречные селебрити с «правильными» ракурсами, втянутыми животами, скулами и фильтрами, а Эшли — с её потом, силой и заразительным смехом. Для Грэм спорт не наказание за съеденный эклер и не индульгенция на то, чтобы его съесть (привет, расстройство пищевого поведения). Она тренируется, потому что хочет хорошо себя чувствовать, быть продуктивной и сильной.

В современном мире заниматься спортом, чтобы поддерживать себя в тонусе, развивать возможности и функциональность собственного тела, позволено только мужчинам. Женщины в зале не занимаются спортом, они всё еще «худеют» и «отрабатывают десерты». И это грустно.

Знаете, можно без конца закатывать глаза при словах «бодипозитив» или «плюс-сайз», бояться лишнего веса, стыдить женщин за то, что он у них есть (кажется, в психологии это называется «перенос»), культивировать бессмысленную и беспощадную ненависть, но Эшли делает это для всех нас — худых, полных, высоких, миниатюрных, желчных, эмпатичных, честных, свободных, замкнутых в токсичном «настоящая женщина должна». Она отстаивает наше право быть успешными и сильными, иметь любое тело и считать себя красивыми, заниматься спортом, просто потому что это классно, и, о боже, жить так, как хочется. А воспользуемся мы этим правом или нет, зависит уже от нас. «Я делаю это не ради “Инстаграма”, я делаю это ради Комптона».

Настя Баранова, редактор

восхищается Натальей Водяновой

— Меня восхищает, как Наталья помогает другим людям, которые живут хуже, чем она. Она строит детские площадки для особенных детей, организует масштабные благотворительные забеги, на которые приходят тысячи людей: не просто пробежать дистанцию, но и помочь. Свою известность она использует на благо других. Уже пятнадцать лет её благотворительный фонд «Обнажённые сердца» помогает огромному количеству детей. Это радует и даёт надежду.

Вдохновляет то, как она совмещает карьеру и детей, которых у неё пять. Ты понимаешь, что при должном упорстве можно и работать, и иметь семью, и не забывать о себе. В нашем мире ценится красивая внешность. Внешность — то, что всех цепляет в Наталье с первого взгляда, но я думаю, что внешняя красота отражает красоту внутреннюю. Хотя то, что она выглядит младше своего взрослого сына, — это, конечно, магия!

Аня Тючкалова, редактор

восхищается Хайфой аль-Мансур

Хайфа аль-Мансур — первая женщина-режиссёр в Саудовской Аравии, в стране, где с женскими правами, мягко говоря, не всё идеально. Саудовская Аравия традиционно замыкает рейтинги равноправия: до 2018 года женщинам в этой стране официально запрещали ездить на машине, а до 2013 года — даже на велосипеде.

Хайфе повезло родиться в либеральной семье. Она получила степень бакалавра по литературоведению в Американском колледже в Каире и после возвращения на родину начала снимать кино. К слову, профессия режиссёра нетипична не только для саудовских женщин, но и для мужчин. С 1980 по 2018 год в Саудовской Аравии работал только один кинотеатр, и кино почти не снимали.

Первая полнометражная картина Хайфы «Ваджда» стал первым фильмом, который сделали полностью на территории Саудовской Аравии. Во время съёмок Хайфа была вынуждена прятаться в фургончике и оттуда руководить командой — всё из-за запрета женщинам работать вместе с мужчинами. «Ваджда» рассказывает об обычной саудовской девочке, не желающей мириться с заскорузлыми гендерными стереотипами. Она носит конверсы, дружит с соседским мальчиком и мечтает купить велосипед, пока все вокруг твердят, что велосипеды не для женщин. По какой-то чисто кинематографической случайности через год после выхода фильма саудовским женщинам наконец разрешили кататься на велосипедах. Маленькая, но важная победа.

Все героини Хайфы — это сильные женщины, с желаниями и планами. После своих фильмов режиссёр неоднократно получала письма с угрозами и оскорблениями: хейтеры заявляли, что она неуважительно относится к исламу. Когда в Саудовской Аравии ещё действовал запрет для женщин на вождение автомобилей, Хайфа приехала на свою свадьбу в машине для гольфа. Можно сказать, что героини Хайфы практически списаны с неё самой. В интервью она говорит, что хочет показать арабских женщин не такими, какими их обычно видит западная общественность: не жертвами. Мне кажется, это главная движущая сила многих изменений: когда «жертва» перестаёт воспринимать себя как жертва или объект чужих желаний и начинает управлять своей судьбой.

Сегодня Хайфа аль-Мансур — самый известный режиссёр в своей стране и автор с собственным почерком. В 2018 году вышел её первый голливудский фильм, байопик Мэри Шелли с Эль Фэннинг в главной роли. Хайфа поднимает важные темы в своих фильмах — и наверняка будет поднимать их не раз. Ей точно есть что сказать.

Полина Непомнящая, шеф-редактор

восхищается Элизабет Мосс

— Четыре года назад я посмотрела сериал Mad Men — он про то, как в шестидесятые годы люди в Америке делали рекламу (а я как раз оканчивала университет по специальности «реклама и связи с общественностью», и мне было дико интересно наблюдать за работой вымышленного рекламного агентства). Тогда я впервые услышала про Элизабет Мосс. Главным героем в этом сериале считается Дон Дрейпер (его играет Джон Хэмм), но для меня главной героиней всегда была именно Элизабет. В первом сезоне она появилась в роли стеснительной, наивной и чувствительной Пегги Олсен. За семь сезонов с Пегги произошли фантастические перемены — она разрушила все стереотипы, она стала сильной, твёрдой, независимой, настойчивой женщиной, её слушали, с её мнением считались. Такой мне кажется и сама Мосс.

Так, по всей видимости, считают и многие режиссёры. Ей всё чаще предлагают серьёзные роли сильных женщин. Чего только стоит роль детектива Робин Гриффин в сериале «Вершина озера» или Оффред в сериале (для меня уже легендарном) «Рассказ служанки». А ещё она играет в театре, занимается продюсированием, регулярно получает престижные награды и борется за права женщин. Например, она выступала за равную оплату труда и добилась того, чтобы серии «Служанки» чаще снимали женщины.

Я верю, что одного таланта недостаточно, чтобы стать успешным человеком. Особенно женщине. Увы, даже сегодня. Но Элизабет Мосс доказывает: возможно всё. Главное — много, очень много работать. Как говорит сама Мосс, нужно быть дисциплинированным и преданным тому, чем ты занимаешься, — тогда всё получится.