В последнее время движение за права женщин становится если не модным, то весьма обсуждаемым: ведущие мировые бренды строят свои кампании на феминистских идеях, «Оскар» всё чаще получают фильмы о сильных женщинах, а 8 Марта всё больше людей называют не «Днём весны», а «Днём борьбы за женские права». Журналистка и феминистка Ольга Карчевская объясняет, что такое на самом деле феминизм.
Феминизм становится всё более актуальной идеологией, но мало кто понимает, о чём вообще идёт речь. Википедия говорит, что феминизм (в переводе с латинского femina означает «женщина») — это спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на достижение равенства политических, экономических, личных и социальных прав для женщин или на преодоление сексизма. Проще говоря, это борьба женщин за права женщин.

Одни люди путают феминизм с эгалитаризмом — борьбой за всеобщее равноправие. Другие уверены, что феминистки борются за привилегию наравне с мужчинами таскать шпалы и работать в шахтах.

Если утрированно описать, какой видит феминистку современное общество на постсоветском пространстве, получится примерно такой портрет: коротко стриженная небритая лесбиянка-мужененавистница, ратующая за селективные аборты и сжигание тестикул на площадях. Поскольку феминизм — это не партия с официальной процедурой вступления в ряды, совершенно точно существуют феминистки, полностью попадающие под это описание. Но другие тоже есть. Правда в том, что феминистка может быть любой. У феминистки может быть дюжина детей и чёрный пояс по варке борщей. У неё может быть силиконовая грудь и полный набор бьюти-практик. У неё может быть научная степень.

Феминизм — радикальная революционная идея о том, что женщина — тоже человек

Одной из причин возникновения патриархата (иерархичная система подчинения женщин мужчинами), по всей видимости, стала неспособность женщин в древние времена контролировать свою репродуктивную функцию. Половой диморфизм (мужчины в среднем физически больше и сильнее женщин) и отсутствие культуры сексуального согласия позволили мужчинам совокупляться с женщинами без учёта желания последних, а отсутствие контрацепции сделало женщин уязвимыми в течение всего периода фертильности: женщины были или беременными, или кормящими, что не позволяло выживать в одиночку.

Гуманизм — новейшее изобретение человеческой культуры, приходящее на смену «праву сильного». Гуманизм провозглашает безусловную ценность человеческой личности с правом на счастье и благополучие. Феминизм — часть гуманизма, делающая акцент на той половине человечества, которая исторически была ущемлена в правах.

В XIX веке суфражистки (участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. — Прим. ред.) заявили, что неплохо бы дать женщинам базовые гражданские права, например владеть имуществом и голосовать на выборах. Достижения «первой волны» дались очень непросто: суфражисток арестовывали, они голодали. Идея наделить женщин правами казалась тогда возмутительной и вздорной.

В шестидесятых годах прошлого века «вторая волна» принесла идею о полном социальном и юридическом равенстве обоих полов. «Третья волна» интегрировала в феминизм квир-теорию, разговор о расизме и интерсекциональность (исследование пересечения различных форм угнетения и дискриминации), а также дискурс о деконструкции гендера (динамичная система представлений об искусственности и необязательности предписываемых полу форм социализации).

Многие люди уверены, что феминистки категорически против, чтобы женщинам подавали пальто, дарили цветы, придерживали дверь и платили за них в ресторанах. Во-первых, феминизм неоднороден, и в нём нет консенсуса по поводу «доброжелательного сексизма». Одни считают, что все эти джентльменские жесты поддерживают отношение к женщинам как к детям, которых нужно опекать. Другие — что в ситуации существующего экономического неравенства мужчине нормально платить за женщину: таким образом компенсируется финансовый разрыв и затраты женщин на то, чтобы поддерживать себя в том виде, которого от них требует общество. Во-вторых, феминизм — это не религия со священным писанием, где сказано, что женщина должна любить, а что не любить. Каждая женщина сама решает, каким ритуалам следовать. Если женщине кажется красивым и романтичным, когда её кавалер открывает ей дверцу машины, пусть открывает — за это не выгоняют из феминисток.

Что касается «женских» и «мужских» ролей в быту (передвинуть шкаф, забить гвоздь, починить унитаз), феминизм тут тоже ничего не диктует и не запрещает. Пусть каждый делает то, что ему удобно.

«Феминистки уже всего добились, а теперь они с жиру бесятся»

«Коммерсант» пишет: «40 лет назад, 10 июня 1963 года, в США вступил в действие закон о равной оплате, запретивший дискриминацию по признаку пола в сфере оплаты труда. Это была самая серьёзная экономическая победа американских феминисток. Однако «женская» революция, как и все прочие, набрав ход, не смогла вовремя остановиться, выродившись, по мнению многих — как мужчин, так и женщин, — в абсурд».

Это типичное проявление мифа о том, что феминистки уже всего добились, а теперь они «хотят не равноправия, а привилегий».

Современная фемповестка в общих чертах такова:

  • гендерное насилие;
  • «штраф за материнство», pay gap (разрыв в зарплатах за одну и ту же работу у мужчин и женщин), «стеклянный потолок» и «липкий пол» (карьерные ограничения для женщин) и список запрещённых для женщин профессий;
  • бодипозитив — нормализация любого внешнего вида;
  • сексизм, объективация и эксплуатация женщин (репродуктивная и бытовая эксплуатация, коммерческое порно, проституция, коммерческое суррогатное материнство);
  • присутствие женщин во всех сферах жизни (в языке, науке, искусстве).

По данным Всемирной организации здравоохранения, каждая третья женщина в мире подвергалась насилию (чаще всего со стороны половых партнёров), 99% насильников — мужчины. В России, где домашнее насилие декриминализовано (за побои, не принёсшие тяжкого вреда здоровью, полагается лишь штраф), отсутствуют охранные ордера, не хватает приютов для жертв насилия. 83% должников по алиментам — мужчины.

«Штраф за материнство» — чисто женское явление, обратного понятия не существует. Этот штраф главным образом проявляется в меньшей заработной плате (по сравнению с мужчинами и женщинами без детей) и в потере доступа к высокооплачиваемой работе. В декрете, который не засчитывается в рабочий стаж, женщина серьёзно отстаёт в квалификации и карьерном росте. Если женщина рожает несколько детей подряд, она рискует больше никогда не вернуться в свою профессию.

Объективизация женской сексуальности происходит в рекламе, в которой через женщину как секс-объект продаётся всё, даже товары и услуги, никак не связанные с сексом. Это настолько обычное явление, что на него никто, кроме феминисток, не обращает внимания. Первый же случай (реклама Reebok), когда в рекламе был объективирован абстрактный мужчина, вызвал беспрецедентный шквал негатива в адрес создателей рекламы и единогласное общественное порицание.

Некоторым кажется, что вся женская борьба сегодня сводится к «кофеминитивам» вроде латесса и какиня (широко обсуждаемый кейс с закрытым женским коворкингом в Санкт-Петербурге) и запрету на бритьё подмышек. Феминитивы как способ сделать женщин в профессии более видимыми (по умолчанию женскими считаются, например, санитарка, нянечка, уборщица) очень важны, но всё же факультативны. Бритьё любых частей тела тоже происходит на усмотрение хозяек тела. Люди, сводящие всю борьбу феминисток к этим аспектам, обесценивают титанический труд актиквисток, правозащитниц (подчас рискующих жизнью), благотворительниц, держательниц приютов для женщин в кризисных ситуациях и других специалисток, с работой которых связано меньше эпатажа и поводов для мемов.

В России всё ещё существуют калечащие операции на половых органах девочек и детские браки (то есть принуждение к браку несовершеннолетних девочек или мальчиков, но чаще девочек).

Говорить о том, что феминистки добились всего, ещё очень рано.

«У феминисток просто мужиков нормальных не было»

Гетеронормативный и секс-ориентированный стандарт рутинно объясняет, что приверженность феминизму возникает из-за отсутствия отношений с хорошим мужчиной. Но не все женщины занимаются сексом с мужчинами, не все женщины занимаются сексом с другими людьми, не все женщины занимаются сексом в принципе. Существует гомосексуальность и асексуальность, существуют женщины, предпочитающие мастурбацию парному сексу. Всё это — личное дело, никак не коррелирующее с тем, что женщины исторически ущемлены в правах.

Удовлетворённость отношениями у гетеросексуальных феминисток в среднем выше, чем в традиционной патриархальной семье: равноправие высвобождает много сил и времени и предполагает взаимное уважение.
С фемоптикой гораздо легче распознавать абьюз на ранних стадиях: у феминисток нет идеи «хоть и плохонький, да свой» — они с меньшей вероятностью станут терпеть неудовлетворяющие отношения (разве что в ситуации серьёзной экономической зависимости из-за здоровья или маленьких детей).

Мужчины могут быть феминистами?

Мужчины тоже часто хотят поддержать женскую борьбу за доступ ко всем благам. Если мужчина действительно понял суть феминизма, он с уважением относится к идее женской эмансипации, понимает, почему многие женщины стремятся к сепаратизму от мужчин и придерживаются «презумпции виновности» по отношению к мужчинам.

Мужчины, уважающие женскую борьбу, не стремятся перехватить повестку и возглавить движение. Они не называют себя феминистами (это верный признак менсплейнера и новичка, не знающего даже основ), потому что знают, что не проходили через опыт, свойственный женщинам.

Часто мужчины, понимая, что контроль над женщинами от них ускользает, хотят возглавить это движение, чтобы вернуть его себе. Они не хотят признавать, что у женщин есть все основания опасаться мужчин и настороженно относиться к каждому, кто ещё не заслужил доверия.

Мужчины, поддерживающие феминизм, называют себя профеминистами.

Феминизм — это мужененавистничество?

Вот цитата из журнала MAXIM: «Радикальные феминистки — это женщины, искренне и горячо не любящие мужчин, даже если утверждают обратное. Среди них много лесбиянок, но есть и традиционно ориентированные — впрочем, великодушнее к нам они от этого не делаются. Если обычная феминистка требует равенства полов, то радикальные феминистки настаивают на том, что мужской пол должен быть серьёзно поражён в правах — на том основании, что мы тысячелетиями угнетали женщин и по-прежнему держим их на положении служанок. А ситуацию можно исправить, лишь введя суровые ограничения для мужчин и огромные привилегии для женщин».

Радикальные феминистки не те, которые призывают переворачивать машины с мужчинами на улицах. Радикальные феминистки — это феминистки, признающие системность угнетения одного пола другим. Радикальными феминистками могут быть самые мягкие и нежные девушки, любящие мимозы, котяток и вышивать крестиком, они просто признают, что гендерное угнетение тотально, затрагивает все сферы жизни и системно.

Мизандрия (неприязнь к мужчинам. — Прим. ред.) среди феминисток действительно существует, но она опциональна. Большинство феминисток относятся к мужчинам лучше, чем некоторые думают. Считают их способными не насиловать и не бить, даже если женщины их «провоцируют». Считают, что они способны быть полноценными родителями своим детям. Феминистки считают мужчин способными перестать покупать живых людей для секса. Феминистки считают, что мужчины в состоянии уже сегодня остановить сексизм и гендерное насилие. Феминистки считают, что мужчины могут признать женщин тоже людьми.