Для многих карьера — это движение вверх от должности к должности. С каждой новой позицией работник получает всё больше полномочий, точек контроля, подчинённых и в идеале — денег. Но строить карьеру можно иначе — углублять компетенции, чтобы стать признанным экспертом в своей области. Илона Можаева, консультант направления HR, Legal, Office Support международной рекрутинговой компании Hays, рассказывает о плюсах и минусах каждого варианта развития карьеры.

Вертикальная карьера

— Сотрудник, который нацелен на рост в корпоративной иерархии, стартует в компании с линейной позиции, потом проходит младший и средний менеджерский уровень и осознанно стремится к топовым позициям. Движение вверх помогает обрести власть и статус. Такая карьера — это принятие решений за других людей и ответственность за них в большей степени, чем профессионализм в какой-то области. И она подходит не для всех.
+

Плюсы

Во-первых, вертикальную карьеру воспринимают в обществе как синоним успеха. Добиться чего-то в жизни для многих означает получить очередную высокую должность и больше возможностей влиять на бизнес. Во-вторых, сотруднику поручают решать важные задачи, делегируют ответственность и доверяют управлять другими людьми. Третий важный довод за — достигший высших ступеней карьеры получает право распоряжаться бюджетом и принимать финансовые решения. Всё это даёт человеку инструменты, позволяющие расширить масштаб собственной личности, заработать авторитет, добиться высокого статуса и дохода.
-

Минусы

Из-за слишком высокого уровня ответственности человек может в определённый период психологически сломаться или выгореть. Особенно если придётся отвечать за последствия, на которые невозможно повлиять: форс-мажоры, действия конкурентов, политические решения властей. Руководитель топ-уровня живёт в напряжённом графике и недополучает во многих областях жизни: семья, здоровье, хобби, друзья часто вынужденно отходят на второй план. Есть и ещё несколько неприятных нюансов: зависть, интриги и необходимость участвовать в корпоративных войнах, чтобы удержаться в кресле.

Как двигаться вверх

Вертикальная карьера больше подходит для амбициозных экстравертов, которым нравится влиять на людей и контролировать разные области жизни. Это требует от человека высокого уровня мотивации, уверенности в себе и способности преодолевать трудности. У потенциального управленца должны быть устремления, иначе он станет довольствоваться тем, что имеет. При этом человеку нужно трезво оценивать собственные возможности и быть готовым много работать на успех. Тогда устремления не перейдут в разряд нездоровых амбиций, а будут усиливать вдохновение и энергию.

Конечно, чтобы двигаться вперёд, нужны знания, опыт и готовность учиться. Вместе с новой должностью сотрудник получает новые обязанности, которые потребуют дополнительных знаний. Для продвижения по карьерной лестнице нужен настоящий профессиональный интерес, способности и психологическая устойчивость. Полезно научиться владеть эмоциями, чтобы продуктивно решать конфликты и разруливать сложные ситуации.

Эффективный менеджер — немного педагог, бизнес-тренер и наставник. Прежде чем спросить с подчинённого, нужно разъяснить ему задачу, вдохновить, стимулировать, а после дать развивающую обратную связь. Чтобы лучше справляться с персоналом, нужен ещё и высокий уровень эмоционального интеллекта. Без этого будет сложно понимать людей, которые чаще приходят к руководителю с проблемами, чем рапортуют об успехах.

Горизонтальная карьера

Развитие специалиста по горизонтали — тоже карьерный рост. Движение вглубь делает специалиста экспертом в своей области. Сотрудник получает больше профессиональных инструментов, расширяет зону ответственности в своей сфере. В этом случае новые сложные задачи не связаны с получением более высокой должности, однако при благоприятном развитии карьеры предполагают дополнительную ответственность и рост вознаграждения.
+

Плюсы

Главное преимущество горизонтальной карьеры — возможность заниматься любимым делом, не отвлекаясь на дисциплинарные взыскания в адрес подчинённых, на согласование бюджетов, проработку стратегий и другие бюрократические дела. Когда отвечаешь только за себя, меньше поводов для конкуренции и конфликтов с коллегами, а значит, невелик риск профессионально выгореть или подвергнуться стрессу. Работа эксперта предполагает меньше нервотрёпки и больше концентрации на задачах. Во многих компаниях ценных специалистов поощряют растущей зарплатой, зарубежными стажировками, участием в профессиональных мероприятиях и другими преференциями. К тому же у горизонтальной карьеры нет потолка — специалист может развиваться бесконечно, ставя новые цели и добиваясь их.
-

Минусы

Несмотря на то что авторитет хорошего эксперта растёт, он рискует остаться в вечном подчинении. Получается, что комфорт и возможность самореализоваться в профессии в большой степени зависят от начальника. А ведь за время работы может смениться несколько управленцев — и однажды подразделение возглавит тот, с кем не получится сработаться. Или работодатель попытается сэкономить на найме и поручит эксперту слишком много обязанностей за тот же оклад. В этом случае выходом из ситуации для специалиста с сильной экспертизой может стать работа на себя.

Как двигаться вглубь

Горизонтальное развитие больше привлекает людей, склонных к вдумчивому анализу. Они педантичны и немногословны. Первое, что нужно эксперту, — быть компетентным в своей профессиональной области. Важно отслеживать новшества в профессии, повышать квалификацию, изучать лучшие практики. Для этого нужно постоянно анализировать свою работу, вовремя обнаруживать и устранять «узкие места».

Несмотря на то что профессиональное развитие больше подходит для интровертов, специалисту надо быть готовым проявлять инициативу. Чтобы развивать карьеру, работник должен выдвигать идеи, браться за интересные проекты и предлагать руководству свою экспертизу. Инициатива — это показатель вовлечённости в работу и в интересы компании.

Ну и, конечно, организованность, умение брать на себя ответственность за ошибки и клиентоориентированность. Человек, на которого можно положиться, добьётся многого и сохранит рабочие отношения с руководителями, коллегами и заказчиками.