Что такое сторителлинг и как он помогает преодолеть страх, научиться импровизировать, быть интересным и уверенным в себе, рассказывает профессиональный сторителлер и актёр театрально-образовательного проекта «Студия историй» Константин Кожевников.
— Сторителлинг — жанр, осваивая который мы учимся рассказывать порой очень скучные истории о себе так, чтобы другим было интересно. Необязательно быть артистичным: хорошие актёры могут потрясающе перевоплощаться в героев своего рассказа, но не вкладывать в него личного отношения, своей правды. Артисту проще прикрыться маской, а сторителлер должен быть откровенным, говорить о том, что беспокоит именно его, и доверять незнакомым людям — слушателям. Это всегда риск.

 

В сторителлере должно быть одновременно три личности: рассказчик, персонаж, который присоединяется к сухому материалу, и герой. История будет интересной, если в ней есть герой, который преодолевает трудности, меняется, а слушатель за ним следит. История должна быть простой и универсальной. Коммуникация произойдёт, если у рассказчика и зрителя пересекутся ценности и волнующие темы. Сторителлингом приходят заниматься бизнесмены, правозащитники, дизайнеры, копирайтеры, журналисты, чтобы понять: у них больше возможностей, чем им кажется. И я, кстати, заметил, что пишущие люди могут не уметь увлекательно рассказывать, но они всегда внимательны к деталям, а это в историях очень важно.

Чаще всего истории, которыми люди в процессе обучения хотят поделиться, из детства. Детство всех объединяет — и бизнесмена, и учителя, и дизайнера. Все мы там были примерно одинаковые. Некоторые истории, конечно, ужасают, но это интересно, когда человек не боится что-то рассказать. Сторителлинг не борется с психологическими заболеваниями, хотя лечащий эффект, безусловно, есть: психотерапия во многом строится на проговаривании своей проблемы. Если даже самое маленькое, но глубоко правдивое откровение технически хорошо оформлено, оно может иметь неожиданный отклик у зрителя.

 

Зритель приходит посмотреть на сторителлера, по сути, за тем же, зачем в обычный театр: попереживать и посмеяться. У рассказчика нет декорации, музыки, света, чтобы заинтересовать. Он просто должен быть собой, быть смелым и хотеть, чтобы люди услышали его. Зритель нужен как партнёр, и в этом отличие сторителлинга, к примеру, от моноспектакля. Нет «четвёртой стены», а история подвижна и будет развиваться в зависимости от того, как на неё отреагирует зритель. Без импровизации невозможно. Выйти и просто рассказать подготовленную программу не получится.

Хороший преподаватель истории и литературы — обязательно сторителлер. В одном спектакле в этом жанре мы с партнёром рассказываем о Куликовской битве. Я обесцениваю эту историю, а он, наоборот, настроен патриотично. Через свою личность, своё отношение мы реконструируем, как это могло быть. В другом спектакле рассказ про Петра и Февронию я интерпретирую с мужской точки зрения, а моя партнёрша — с женской.

 

Заниматься сторителлингом часто приходят дети и подростки. Для них это познание себя, понимание того, кто они такие и про что уже могут говорить. Иногда на тренинги они приходят вместе с родителями и за время занятий становятся чуть ближе к ним. Для взрослого человека рассказать волнующую историю — одна из немногих возможностей посмотреть на свою жизнь со стороны, за счёт реакции зрителя и анализа того, о чём раньше не задумывался.