Работа на нервах
По данным многочисленных опросов, выбивать из колеи и расшатывать психику человека могут некоторые корпоративные особенности. Например, когда руководители систематически нарушают условия рабочего графика, позволяя себе звонить сотрудникам после завершения рабочего дня или в отпуске с просьбой или требованием выполнить определённую задачу. Стиль общения тоже бывает разный. Одни руководители относятся вежливо и к вышестоящим, и к подчинённым. Другие бывают резкими, авторитарными, чем провоцируют ощущение давления и эмоциональное напряжение сотрудников.
В зависимости от величины компании, количества сотрудников, а также стиля управления руководства будут формироваться отношения в коллективе. Выход на новую работу — это всегда стресс. Одни его ощущают, другие нет. Но он есть. Чем гармоничнее и здоровее отношения в коллективе, тем проще новому сотруднику пройти период адаптации. Поддержка, предоставление необходимой информации, отсутствие давления, возможность для проявления себя, лояльность со стороны руководства помогают лучше адаптироваться. Здоровая атмосфера в коллективе благотворно влияет на вдохновение сотрудников, их энтузиазм. Чем напряжённее отношения в коллективе, авторитарнее и категоричнее руководитель, тем ниже стимул у сотрудников и желание новых кадров задерживаться в этой компании.
Поддержка руководителя
Чем лучше руководитель сам умеет справляться с дедлайнами, ставить задачи, адекватно оценивать своих сотрудников, выстраивать коммуникации в коллективе, тем лучше и продуктивнее будет работа всего коллектива. Для поддержания здоровой атмосферы руководитель может использовать различные методики, способствующие сплочению команды. Например, награждать сотрудников, устраивать командные завтраки или кофе-брейки, мозговые штурмы в формате игровой деятельности. Можно придумать свои традиции в коллективе, которые сплотят сотрудников. К примеру, форму, шуточные поздравления для поддержки и вдохновления сотрудников.
Помоги себе сам
- для снижения уровня тревоги минимизируйте информационный шум. Учитесь откладывать телефон, новости, социальные сети. Пробуйте переключать внимание и занимать себя с помощью других действий. Самое важное — нормализуйте свой сон. Это персональная задача каждого человека. Рекомендуется спать не менее 7-8 часов в сутки, а ложиться не позже 23:00;
- в течение дня пейте воду маленькими глотками. Обращайте внимание на вкус воды, её текстуру. Учитесь находиться здесь и сейчас даже в самых банальных действиях. Переключайте внимание на телесность, свои ощущения;
- делайте дыхательные практики. Хорошо помогает при тревоге техника квадратного дыхания. Она состоит из четырёх тактов — вдох, задержка дыхания, выдох, задержка дыхания. Все такты должны быть равными по времени, в пропорциях 1:1:1:1. Начните со счёта до четырёх, а когда освоитесь, можете увеличивать время для каждого такта. Если такая методика дается тяжело, просто спокойно и глубоко дышите, чередуя вдох и выдох. Фокусируйтесь на дыхании;
- в дороге или во время рутинной работы поможет классическая музыка. Она благоприятно влияет на мозговую деятельность и психику благодаря определённому ритму;
- принимайте тёплую ванну, душ — это способствует снятию телесных зажимов. Полезно использовать морскую соль или соль эпсома. В первой половине можно принимать контрастный душ для бодрости, а вечером перед сном — тёплый;
- чтобы чувствовать себя хорошо, делайте перерыв не только на обед, но и в течение рабочего дня. Вставайте, ходите по офису или дому и разминайтесь. Можно выполнить упражнение для расслабления глаз — в течение пяти минут смотрите в окно, 20–30 секунд — на дальний предмет и потом на ближний, чередуйте объекты;
- обязательно устраивайте себе разгрузочные дни, чтобы хотя бы один день вы были свободны от бытовых и рабочих дел. Если у вас нет хобби, можно просто гулять, смотреть фильмы, читать книги. Важно давать отдых как телу, так и психике. Достичь этого поможет только смена деятельности и смещение фокуса внимания. Если возможности отдохнуть целый день нет, организуйте полчаса или час для смены деятельности. Если вы занимались чем-то активным, переключитесь на пассивную деятельность. Если у вас спокойный ритм работы или занятий, проявите активность;
- следите за своим рационом, при плохом самочувствии пройдите обследование и проконсультируйтесь с лечащим врачом. Старайтесь восполнять нехватку витаминов, если она есть. Это распространённая причина нехватки сил и плохого самочувствия;
- если тревожность провоцируют сложности на работе и трудности в общении с руководством, следует найти человека, который сможет объективно оценить ситуацию и дать необходимые рекомендации. Например, указать на те нюансы, которые нужно исправить. Возможно, проблема в вас, а не в руководителе. Конструктивная критика может помочь понять, что нужно пересмотреть и улучшить в своём отношении к работе.
Тревога и страх, если в них погружаться, способны полностью пожирать ресурсы, лишая способности мыслить адекватно. Лучшее, что мы можем сделать для себя, не подпитывать их. Заботьтесь о себе, берегите себя. Принимайте поддержку и давайте её другим по мере возможности.
Светлана Алёхина
психолог платформы корпоративного благополучия «Понимаю»Это негативно отражается и на физическом самочувствии. Могут обостриться или развиться психосоматические заболевания, такие как астма, кожные заболевания, проблемы с ЖКТ, головные боли и повышенная температура. Во избежание подобных проблем руководителям рекомендуется выстраивать здоровую коммуникацию с сотрудниками, в которой могут быть дружественные отношения с сохранением профессиональных границ. Важно найти свой стиль и баланс в общении с коллегами, который не будет панибратством или позицией свысока. Руководитель может помогать сотрудникам справляться с тревожностью, создавая здоровую атмосферу в коллективе. Для этого важно, чтобы сотрудники могли обращаться к руководителю без страха. Этому способствуют развитие эмоционального интеллекта и понимающая позиция.