Александра Косова, основательница бренда Kokosina, создала первую коллекцию сумок шесть лет назад, а уже в этом году открыла свой второй магазин. О том, как совмещать творчество с бизнесом и собственный стиль с желанием экспериментировать, читайте в монологе Александры.

От машинки «Зингер» к собственному бренду

— Моя бабушка была портнихой. Помню, как она доставала из кладовки гигантский мешок с лоскутками и учила меня шить. Несмотря на то что я была тогда совсем маленькой, мне это дело очень нравилось. А однажды, найдя у неё обрезки кожи, я попробовала поработать с кожей. У меня получилось.

 

Сначала я шила только для себя. Мне нравился сам процесс, кроме того, я не всегда могла найти подходящие кожаные вещи в магазине (а те, что нравились, стоили дорого — на 2-3 курсе подобные покупки я позволить себе не могла). Я шила сумки, рюкзаки, папки, всякие кожаные штуки, и со временем окружающие стали интересоваться, где я это всё покупаю. Говорили, что им нравится. В какой-то момент, устав от постоянных вопросов, я решила сделать свою коллекцию — показать миру, чему научилась. При этом я не планировала открывать собственный бизнес. Я в принципе не думала, что буду заниматься этим серьёзно и что через несколько лет это станет полноценной работой. У меня была старая машинка «Зингер» (ещё с ручкой, которую нужно крутить) — на ней я сшила первые вещи. Машинка, кстати, до сих пор у меня и до сих пор в рабочем состоянии.

Я училась в Академии художеств, на факультете архитектуры. И несмотря на то что я не работаю по специальности, архитектурная школа мне очень помогает — я до сих пор делаю лекала сама (притом что я вообще не конструктор). Да, обувь, например, я не сконструирую, но рюкзак легко могу разложить в голове на части, нарисовать и вырезать. В общем, пространственное мышление развито хорошо — в голове укладывается трёхмерная модель, которую можно покрутить и рассмотреть со всех сторон.

 

Да, у меня была идея шить одежду, мы даже сделали как-то небольшую коллекцию цветных косух (наша концепция — несколько моделей, но куча цветов). И хотя мы тогда всё распродали, я поняла, что одежда — это не моё. Другая специфика, другой сегмент, другой подход — необходимо сразу открывать магазин, чтобы люди имели возможность приехать и примерить. Аксессуары и сумки в этом плане значительно «гибче».

 

Сейчас помимо сумок мы делаем ювелирку, блокнотики, керамику, даже шьём шёлковые платки. В общем, я верю в силу деталей — в них всё.

Мне очень повезло — я действительно неплохой менеджер. Мне нравится заниматься организационными делами — нравится придумывать схемы, объяснять, делать из сложного и запутанного клубка простую и понятную систему. Я целенаправленно развивала в себе эти навыки, специально стажировалась. Когда мне было 18 лет, я вызвалась помогать папе с оформлением документов для его компании. Да, мне мало платили, да, работа была ужасно сложной, да, меня доводили до слёз люди, которые проверяли все эти бумажки, да, я постоянно делала что-то не так и не понимала своих ошибок, но тем не менее это был очень крутой опыт. Мне было важно перестать бояться документов и научиться с ними работать. Теперь, разговаривая с бухгалтером, я понимаю, что он от меня хочет и для чего ему это нужно.

От узнаваемого дизайна к экспериментам

Kokosina — это очень личная история. Я не ориентируюсь на рынок, а делаю то, что нравится, то, что считаю красивым. Наверное, этим мы и отличаемся от других бизнес-проектов. Отличаемся своим отношением, которое, я верю, передаётся на все наши вещи. Например, когда я занималась магазином, то для меня была важна каждая деталь. Будто я обустраиваю свою квартиру, в которой должно быть удобно, красиво и уютно. Мне не всё равно. И сейчас появляется всё больше дизайнеров, которые разделяют подобный подход. Однако опять же — мне повезло, что моё видение совпадает с тем, что нравится людям.

 

Что касается дизайна, то здесь важно «вписываться» в общую концепцию и не забывать про функциональность. Если это рюкзак, то он должен быть красивым, удобным и при этом простым — таким, чтобы его можно было легко сшить. Простота дизайна сильно влияет на себестоимость, а мне хочется, чтобы вещи стоили как можно меньше. Материалы я уже давно не выбираю. Пару лет назад я поняла, какие нам нужны фактуры, какие толщины, и сейчас просто заказываю с завода то, что необходимо. У нас все сумки сделаны из одного и того же артикула кожи (отличается только цвет).

Я всё ещё пытаюсь понять, кто наш клиент — какой он. Люди, которые выбирают наш бренд, очень разные. Я всегда думала, что это какая-то творческая молодёжь, молодые мамы, люди моего возраста (от 25 до 35). Но на самом деле наши вещи носят люди самых разных профессий и возрастов. Они просто поняли, что это тот формат, который им нравится. Кстати, для многих клиентов действительно важно, что вещь сделана в России.

 

При этом мы всегда готовы пробовать что-то новое — ведь там, где нет развития, начинается стагнация. Мы стараемся экспериментировать аккуратно и постепенно. Не хватаемся сразу за новый яркий цвет, не покупаем ткани на десять километров — нет, нам важно вести диалог со своими клиентами, спрашивать их мнение. Я часто выкладываю фотографии каких-то экспериментальных вещей и спрашиваю подписчиков — как вам, что поменять? Это действительно помогает — люди подкидывают классные идеи, которые мне, например, просто могли не прийти в голову.

Раньше я терпеть не могла жёлтое золото, не переносила всё блестящее. Однако прошло время, и оказалось, что можно сделать золотые вещи так, что они будут круто смотреться. Мода постоянно меняется — тренд, который сначала казался диким, потихоньку приживается и становится совершенно естественным. Яркий элемент может быть забавным, даже в какой-то степени ироничным. Однако его всё ещё можно сделать пошлым. Так что не могу назвать стилистические приёмы и решения, которые никогда не буду использовать. Не хочу зарекаться.

Тот факт, что мы недавно открыли магазин в Москве, стал для нас настоящим вызовом. Всё-таки мне — человеку из Петербурга — было, мягко говоря, непросто решиться на этот шаг. Ты уже не можешь зайти вечером и проверить, как там дела — уровень ответственности совершенно другой. Год назад, когда мы открывали магазин в Петербурге, я даже подумать не могла, что мы так скоро появимся в Москве. Но постепенно всё начало складываться. Сначала было страшно, но потом идея превратилась в рутину, из совсем нереальной истории — в реальность, в «мы это сделали». Без опыта, без «лишних» денег, которые не жалко потерять — это правда непросто. Я до сих пор не могу в полной мере осознать, что у нас получилось. Это новая ступенька, это новый рубеж, который мы перешли. Теперь мы можем открыть ещё хоть пять магазинов.

 

Теперь мы действительно можем всё.