Есть немало ситуаций, которые могут испортить отношения родителей со школьником. Выполнение «домашки» — одна из них. Одни психологи убеждают не помогать детям с уроками, другие уверены, что при разумном подходе это не повредит ни успеваемости, ни самостоятельности ребёнка. Разбираемся, нужно ли родителям активно участвовать в школьной жизни детей.

Как помощь влияет на успеваемость ребёнка

Если ребёнок регулярно получает пятёрки за написанные мамой сочинения, радоваться нечему. Это и неэффективно, и нечестно, да и на контрольной родителей рядом не будет — все пробелы в знаниях откроются. Регулярная и активная помощь родителей с домашней работой может плохо повлиять на результаты тестов — таковы выводы учёных.

Этому утверждению противоречат данные из других исследований: оказывается, помощь родителей приводит к тому, что ребёнок лучше усваивает пройденный в классе материал. А ещё служит дополнительной мотивацией: школьник осознаёт важность учебного процесса. Это правило хорошо работает с детьми, которые понимают объяснения учителя не с первого раза или лучше воспринимают информацию визуально, а не на слух. А возможно, дело в учителе — и тогда родители, хотя и возьмут на себя чужую работу, помогут школьнику не отстать от программы.

Заставлять или мотивировать

Что произойдёт, если угрожать ребёнку и ругать его за невыполненное домашнее задание, плохие оценки? Родители понимают, что делают всё это для блага ребёнка, но школьник не всегда способен это осознать. Когда пятиклассника отчитывают за двойку по географии и хвалят за пятёрки, он может слышать: «Мы любим тебя, только когда ты хорошо учишься. Нужно учиться на отлично, чтобы заслужить нашу любовь». Сторонники теории привязанности считают, что это опасно для связи ребёнка с близкими взрослыми и в будущем чревато психологическими проблемами, — от неумения работать в команде до замкнутости и агрессии.

Подкуп тоже работает плохо: судя по результатам исследований, материальное вознаграждение за выполненное домашнее задание может вызвать беспокойство и повредить самооценке ребёнка. Джон Вудворд, декан школы образования Университета Пьюджет-Саунд, объясняет:

— Ученики сосредоточиваются на оценках, а не на понимании предмета, и это может вызвать у них беспокойство, поскольку они сравнивают себя с другими.
По той же причине некоторые психологи выступают категорически против школьных оценок, а в некоторых частных и государственных школах их вовсе отменяют. К тому же если школьника мотивируют не только цифры в дневнике, но и пара тысяч рублей или новый гаджет, рано или поздно его аппетиты будут расти и без привычного поощрения ребёнок откажется старательно учиться.

Но это не значит, что единственный правильный путь — оставить школьника наедине с двойками и маячащим на горизонте отчислением из школы. Вот что может мотивировать ребёнка лучше учиться и выполнять домашние задания:

  • признание его самостоятельности и ответственности. Напоминайте школьнику, что он достаточно взрослый, чтобы справляться со своими делами и контролировать свою жизнь. Показывайте, что вы уважаете его и гордитесь им, но всегда готовы прийти на помощь, если нужно;
  • спланированный отдых. Конечно, можно три часа просидеть над домашней работой, отвлекаясь на переписку с одноклассниками и рисунки в тетради. А можно сделать её за час и посмотреть интересный фильм или отправиться с родителями на прогулку. Если объяснить это ребёнку, вполне возможно, что работа пойдёт быстрее;
  • ценность знаний. Только не лукавьте, убеждая семиклассника, что линейные уравнения пригодятся ему в реальной жизни. А вот о важности умения учиться, высшего образования и о карьерных перспективах рассказать нужно. Да, иногда надо посидеть над скучной теорией, зато потом это даст возможность выбрать профессию по душе и заниматься действительно интересным делом;

  • творческий подход. Поинтересуйтесь, что ребёнок проходит по биологии, химии или физике. В учебнике всё это может выглядеть непонятным набором фактов, но что, если посмотреть документальный фильм об извержении вулканов или отправиться всей семьёй на мастер-класс с химическими опытами, найти интересные детали биографии Есенина или решить математическую головоломку? А вместо зубрёжки неправильных глаголов предложить школьнику найти друзей по переписке в других странах. Так ребёнок сможет посмотреть на предмет по-новому, а в дальнейшем даже выйти за рамки школьной программы и выбрать профессию;
  • собственный пример. Если родители продолжают учиться, например занимаются английским, повышают квалификацию на курсах и попросту много читают, для ребёнка учеба, скорее всего, станет не отвратительной повинностью, а нормальной частью жизни. И это хороший повод завести традицию читать перед сном.

Что заставляет родителей помогать детям с домашней работой

Дело может быть не в ребёнке, а в нас самих. И это тот случай, когда помощь с домашним заданием заканчивается не озарением и пятёрками, а слезами и скандалами. Стоит задать себе вопрос: почему мне так важно, чтобы ребёнок выполнил домашнюю работу и получил за неё хорошую оценку?

Ответы могут быть разные. Некоторые родители признают собственный перфекционизм: невозможно смотреть, как у школьника что-то не получается, ведь всё должно быть сделано идеально. Замечания учителя они воспринимают болезненно, как будто ругают их самих, неидеальных родителей неспособного ребёнка. Других пугает отсутствие контроля — кажется, что если доверить ребёнку справляться с домашними заданиями самостоятельно, то поток двоек не закончится никогда, а если не стоять над душой, пока обиженный школьник сопит над учебником, то он и вовсе не притронется к заданиям. Третьи используют помощь с домашней работой как способ заботиться о ребёнке и интересоваться его жизнью. Во всех этих случаях лучше поработать с психотерапевтом — возможно, когда вы справитесь со своими страхами, окажется, что школьник способен учиться сам и тотальный контроль не нужен.

Детский психотерапевт и автор книг о воспитании Дебби Пинкус рассказывает, какие эмоции движут родителями и к чему это приводит.

За годы практики я убедилась, что дети проявляют небывалую изобретательность, бунтуя против школьных заданий. Ваш ребёнок может забыть сделать домашнее задание, выполнить домашнее задание, но не сдать его, сделать его небрежно или не подготовиться к контрольной. Это всего лишь несколько способов, которыми дети пытаются удержать тот небольшой контроль, который у них есть. Когда это начинает происходить, родители чувствуют себя беспомощными, поэтому они наказывают, ворчат, угрожают и спорят. Некоторые родители вообще перестают заставлять своих детей делать домашнее задание. Или, и это часто бывает, родители выбирают гиперконтроль и выполняют всю работу за детей. Чем выше ваша тревожность, тем острее стычки — и домашнее задание теряется в беспорядке. Горькая правда для родителей заключается в том, что вы не можете заставить своих детей что-либо делать, не говоря уже о домашнем задании. Всё, что вы можете сделать, — установить ограничения, уважать индивидуальный выбор ребёнка и помочь ему мотивировать самого себя.
Однако бывает, что проблема кроется в школе, конкретном учителе или нехватке времени. Смотреть на ребёнка, который после уроков отправился на дополнительные занятия, потом в художественную школу, а вечером засыпает над домашним заданием, то ещё испытание! Неудивительно, что хочется подсказать правильный ответ и отправить школьника спать. Если же драмкружками и репетиторами ребёнок не загружен, но от количества домашних заданий и творческих проектов вы в ужасе, возможно, нужно поговорить с учителем или даже сменить школу.

Согласно рекомендациям СанПиН, дети действительно могут тратить на домашнее задание три с половиной часа, но только с 9-го по 11-й класс. В 4-м и 5-м классе максимальное время, отведённое на домашнюю работу, — 2 часа, во 2-м и в 3-м классе — полтора, а в первом классе — всего час (кстати, по старым нормам для первоклашек домашних заданий вообще быть не должно).

Как правильно помогать с уроками

«Я не помогаю ребёнку с домашним заданием, и он отлично учится» — таким могут похвастаться родители немногих детей. Хотя хвастаться тут, как правило, нечем: усидчивость и умение схватывать всё на лету могут быть природными особенностями, на которые не повлияли кружки раннего развития, кубики Зайцева и домашняя библиотека. Если ваш школьник со вздохом садится делать упражнения по предмету, который ему не очень интересен, не понимает материал, злится, тянет время и откладывает тетрадь в сторону — это нормальная реакция. Это не значит, что нужно сесть рядом, разбирать каждое задание и подсказывать ответы. Есть другие способы помочь ребёнку:

  1. Предлагать, а не контролировать. Спросите у школьника, всё ли ему понятно в пройденном материале и нужна ли ему ваша помощь сегодня, или вы можете планировать свои дела. Так ему будет проще обратиться к вам с вопросом, чем после грозного «Ты уроки сделал?».
  2. Организовать рабочее пространство. Удобный стул, на котором не устаёшь сидеть, чистый стол, где много места, распечатанные таблицы с материалом на стенах — всё это поможет ребёнку не отвлекаться и создаст правильный настрой.
  3. Наладить режим. Начинать и заканчивать домашнюю работу в одно и то же время — полезная привычка. И конечно, не следует засиживаться над уроками до поздней ночи.
  4. Позаботиться о тишине. Сложно сосредоточиться над домашним заданием, если родители смотрят остросюжетный боевик в соседней комнате. Зная, в какое время ребёнок садится за уроки, постарайтесь заняться в это время чем-то не слишком шумным.
  5. Не ругать за последствия. Если вы решили предоставить ребёнку самостоятельно разбираться с домашней работой, но до этого ежедневно помогали с уроками, ничего удивительного, что сначала он с радостью откажется от ежедневной повинности. Проявите терпение и не устраивайте скандал — скорее всего, рано или поздно ребёнок поймёт, что вовремя сделать домашнее задание легче, чем объясняться с учителем и пересдавать контрольную по не усвоенному материалу. Такой подход называется методом естественных последствий и работает не только с уроками.

Все дети разные, и нет универсальных правил для родителей, следить за домашними заданиями или оставить ребёнка в покое. Исключение — те случаи, когда успеваемость резко упала: это может быть связано с анемией, депрессией или даже приёмом наркотических веществ, так что лучше обратиться к врачу. В остальном — выдохните и вспомните, что оценки и даже поступление в престижный вуз не так важны, как ваши отношения с ребёнком, его здоровье и ваше спокойствие.