Как помощь влияет на успеваемость ребёнка
Этому утверждению противоречат данные из других исследований: оказывается, помощь родителей приводит к тому, что ребёнок лучше усваивает пройденный в классе материал. А ещё служит дополнительной мотивацией: школьник осознаёт важность учебного процесса. Это правило хорошо работает с детьми, которые понимают объяснения учителя не с первого раза или лучше воспринимают информацию визуально, а не на слух. А возможно, дело в учителе — и тогда родители, хотя и возьмут на себя чужую работу, помогут школьнику не отстать от программы.
Заставлять или мотивировать
Подкуп тоже работает плохо: судя по результатам исследований, материальное вознаграждение за выполненное домашнее задание может вызвать беспокойство и повредить самооценке ребёнка. Джон Вудворд, декан школы образования Университета Пьюджет-Саунд, объясняет:
Но это не значит, что единственный правильный путь — оставить школьника наедине с двойками и маячащим на горизонте отчислением из школы. Вот что может мотивировать ребёнка лучше учиться и выполнять домашние задания:
- признание его самостоятельности и ответственности. Напоминайте школьнику, что он достаточно взрослый, чтобы справляться со своими делами и контролировать свою жизнь. Показывайте, что вы уважаете его и гордитесь им, но всегда готовы прийти на помощь, если нужно;
- спланированный отдых. Конечно, можно три часа просидеть над домашней работой, отвлекаясь на переписку с одноклассниками и рисунки в тетради. А можно сделать её за час и посмотреть интересный фильм или отправиться с родителями на прогулку. Если объяснить это ребёнку, вполне возможно, что работа пойдёт быстрее;
- ценность знаний. Только не лукавьте, убеждая семиклассника, что линейные уравнения пригодятся ему в реальной жизни. А вот о важности умения учиться, высшего образования и о карьерных перспективах рассказать нужно. Да, иногда надо посидеть над скучной теорией, зато потом это даст возможность выбрать профессию по душе и заниматься действительно интересным делом;
- творческий подход. Поинтересуйтесь, что ребёнок проходит по биологии, химии или физике. В учебнике всё это может выглядеть непонятным набором фактов, но что, если посмотреть документальный фильм об извержении вулканов или отправиться всей семьёй на мастер-класс с химическими опытами, найти интересные детали биографии Есенина или решить математическую головоломку? А вместо зубрёжки неправильных глаголов предложить школьнику найти друзей по переписке в других странах. Так ребёнок сможет посмотреть на предмет по-новому, а в дальнейшем даже выйти за рамки школьной программы и выбрать профессию;
- собственный пример. Если родители продолжают учиться, например занимаются английским, повышают квалификацию на курсах и попросту много читают, для ребёнка учеба, скорее всего, станет не отвратительной повинностью, а нормальной частью жизни. И это хороший повод завести традицию читать перед сном.
Что заставляет родителей помогать детям с домашней работой
Ответы могут быть разные. Некоторые родители признают собственный перфекционизм: невозможно смотреть, как у школьника что-то не получается, ведь всё должно быть сделано идеально. Замечания учителя они воспринимают болезненно, как будто ругают их самих, неидеальных родителей неспособного ребёнка. Других пугает отсутствие контроля — кажется, что если доверить ребёнку справляться с домашними заданиями самостоятельно, то поток двоек не закончится никогда, а если не стоять над душой, пока обиженный школьник сопит над учебником, то он и вовсе не притронется к заданиям. Третьи используют помощь с домашней работой как способ заботиться о ребёнке и интересоваться его жизнью. Во всех этих случаях лучше поработать с психотерапевтом — возможно, когда вы справитесь со своими страхами, окажется, что школьник способен учиться сам и тотальный контроль не нужен.
Как правильно помогать с уроками
- Предлагать, а не контролировать. Спросите у школьника, всё ли ему понятно в пройденном материале и нужна ли ему ваша помощь сегодня, или вы можете планировать свои дела. Так ему будет проще обратиться к вам с вопросом, чем после грозного «Ты уроки сделал?».
- Организовать рабочее пространство. Удобный стул, на котором не устаёшь сидеть, чистый стол, где много места, распечатанные таблицы с материалом на стенах — всё это поможет ребёнку не отвлекаться и создаст правильный настрой.
- Наладить режим. Начинать и заканчивать домашнюю работу в одно и то же время — полезная привычка. И конечно, не следует засиживаться над уроками до поздней ночи.
- Позаботиться о тишине. Сложно сосредоточиться над домашним заданием, если родители смотрят остросюжетный боевик в соседней комнате. Зная, в какое время ребёнок садится за уроки, постарайтесь заняться в это время чем-то не слишком шумным.
- Не ругать за последствия. Если вы решили предоставить ребёнку самостоятельно разбираться с домашней работой, но до этого ежедневно помогали с уроками, ничего удивительного, что сначала он с радостью откажется от ежедневной повинности. Проявите терпение и не устраивайте скандал — скорее всего, рано или поздно ребёнок поймёт, что вовремя сделать домашнее задание легче, чем объясняться с учителем и пересдавать контрольную по не усвоенному материалу. Такой подход называется методом естественных последствий и работает не только с уроками.