В последние десятилетия книга инженера и методиста Ибуки Масуру «После трёх уже поздно» задавала тренд на раннее развитие. Родители верили в то, что занятия для малышей по ментальной арифметике, шахматам и китайскому автоматически приведут детей к успеху. Но большинство психологов с таким подходом не согласны: «дрессируя» ребёнка, мы не научим его реализовать себя, вписываться в общество и быть счастливым. Рассказываем, какие soft skills на самом деле важно прививать детям.

Общаться в коллективе и заводить друзей

Умение общаться — одно из самых важных и в детстве, и во взрослой жизни, даже если ваш сын или дочь не лидер, а застенчивый интроверт. У детей, которые не научились ладить со сверстниками, увеличивается риск подвергнуться травле или самому стать «булли», что подтверждают результаты исследования, проведённого учёными из Иллинойского университета. А умение работать в команде, слушать и слышать других, договариваться откроет больше дорог для успешной карьеры в будущем.

Некоторых детей учить общаться не нужно: благодаря природному обаянию они легко заведут друзей и на детской площадке, и в магазине, с первых дней вольются в коллектив, даже если меняют не первую школу. Но если у ребёнка совсем нет друзей, сверстники не хотят играть и гулять с ним, игнорируют его, родителям нужно проанализировать, что не так, и помочь малышу исправить ошибки в поведении.

Как привить навык

  1. Научить рассказывать о себе и слушать другого поможет техника активного слушания.
  2. Потренироваться в похвале — наладить контакт будет легче, если ребёнок в разговоре отметит красивый рисунок на футболке, стрижку, успехи приятеля в математике или футболе.
  3. Устраивать семейные дискуссии — например, выбрать интересную для ребёнка тему и поиграть в ток-шоу, договорившись не перебивать друг друга и аргументированно выражать свои мысли.
  4. Развивать эмпатию — с ранних лет обсуждать чувства ребёнка и учить замечать эмоции других.
  5. Помочь завести хобби — ребёнок сможет демонстрировать увлечения (от коллекции фигурок до игры на гитаре) сверстникам, стать увереннее в себе, ему будет проще заинтересовать окружающих и найти темы для разговоров.

Соблюдать личные границы

Риск отсутствия личных границ — это травля в коллективе, попадание в плохую компанию, неудачные семейные отношения во взрослой жизни. Часто сами родственники нарушают личные границы ребёнка, пусть даже из лучших побуждений. «Рыба вкусная, не ври», «Не снимай свитер, холодно», «Обними бабушку немедленно, она же соскучилась» — всё это учит ребёнка прислушиваться не к своим чувствам и желаниям, а к мнению других.

Учёные доказали, что личные границы лучше всего отстаивают единственные дети в семье, а также первенцы из семей с двумя детьми. Ну а те, кто вырос в многодетной семье, больше подстраиваются под требования окружающих.

Как привить навык

  1. Позволить ребёнку иметь личное пространство и научить не нарушать ваше — не рыться без разрешения в вещах, не подслушивать разговоры, не трогать.
  2. Рассказать о телесных границах — азы для дошкольников называются «правилом трусиков».
  3. Научить не трогать других без разрешения и разрешить отказываться от физического контакта, даже если близкий родственник настаивает.
  4. Вместе анализировать чувства и физические ощущения ребёнка.

Говорить нет

В России 80% сексуальных преступлений против детей совершают не маньяки из подворотни, а знакомые и даже родственники жертвы: от двоюродного дяди до тренера в спортивной секции. Ребёнок, привыкший слушаться старших, не может сказать нет авторитетному взрослому и боится поведать о происходящем родителям, даже если чувствует, что что-то идёт не так.

Кроме того, неумение отказываться повышает вероятность того, что ребёнок попробует наркотики или алкоголь, попадёт в неприятную ситуацию. Во взрослом возрасте люди, не умеющие отказывать, могут взять на себя слишком много обязанностей на работе, подвергнуться насилию, построить неудачные романтические отношения.

Как привить навык

  1. Научить ребёнка отказываться, если он не хочет делиться игрушкой или с кем-то играть.
  2. Не заставлять доедать суп, надевать только то, что хотят родители, посещать кружок, который не интересен ребёнку.
  3. Объяснить, что сказать нет не означает прервать дружбу. Если ребёнок не сможет погулять с одноклассником в определённый день, откажется мягко и предложит другой вариант, он не станет изгоем.
  4. Рассказать о телесных границах и объяснить, как важно отказать, если их пытаются нарушить, даже если придётся повторить нет несколько раз;
  5. Потренироваться говорить нет дома — уверенным голосом и громко.

Самостоятельно решать задачи и управлять временем

Наступит ли время, когда родители смогут не думать о домашних заданиях и не сбегать с работы, чтобы принести в школу физкультурную форму? Некоторые уже следуют этому тренду, и не зря: в мире, где возможностей для удалённой работы всё больше, важно уметь дисциплинировать себя, ставить и выполнять задачи, добиваться результатов без строгого надзора начальника. А правильный распорядок дня важен для здоровья и работы мозга: если ложиться спать за полночь и спать меньше 8 часов, повысится риск переедания и психических расстройств, ухудшатся когнитивные функции и работа иммунной системы.

Как привить навык

  1. Применять «метод естественных последствий» — пусть ребёнок получит плохую оценку, если не успеет выполнить домашнее задание из-за игры или забудет спортивную форму.
  2. Визуализировать список дел — скучные напоминания о необходимости застелить кровать лучше заменить ярким блокнотом, доской или плакатом, где ребёнок сможет отмечать выполненные задачи.
  3. Научить ребёнка следить за временем — предложите малышу поэкспериментировать и узнать с помощью таймера, сколько он тратит на уборку в комнате или задачу по алгебре и сколько свободного времени останется, если не отвлекаться.
  4. Ввести систему поощрений — это может быть еженедельный поход в пиццерию или кино, если ребёнок самостоятельно выполнял домашние задания всю неделю.

Проявлять креативность

Нестандартный подход к решению задач поможет и в учёбе, и в работе. В будущем креативный ребёнок сможет реализовать себя в творчестве, стать новатором и изобретателем. Польза креативности доказана научно: у творческих людей лучше образуются нейронные связи, им легче усваивать новую информацию. Креативное мышление делится на конвергентное и дивергентное: первое связано с умением подобрать несколько решений для одной задачи, второе — с умением выбрать самое удачное решение из нескольких.

Как привить навык

  1. Приобщать ребёнка к творчеству — поощрять занятия музыкой или рисованием.
  2. Задавать открытые вопросы вместо тех, на которые ребёнок может ответить только да или нет, чтобы стимулировать его рассуждать, описывать и анализировать впечатления.
  3. Чаще фантазировать — психолог Мелисса Баркли советует задавать детям вопросы, начинающиеся со слов «А что, если…», например: «А что, если бы животные умели разговаривать».
  4. Давать свободное время на игры и не требовать, чтобы ребёнок строго следовал правилам и использовал вещи только по их прямому назначению.
  5. Не ругать за ошибки, а предложить подумать, что пошло не так и как всё исправить.
  6. Читать вместе и обсуждать прочитанное.

Уметь учиться

Одно высшее образование на всю жизнь, а дальше работа — такая модель осталась в XX веке. В цифровую эпоху нужно постоянно учиться, чтобы развиваться в одной профессии или при необходимости освоить другую, сменив карьерный вектор. Но для этого важно сохранить жажду знаний, а не получить со школьной скамьи стойкое отвращение к зубрёжке и получению новой информации.

Как привить навык

  1. Учить ребёнка видеть не процесс, а цели — например, умение писать пригодится, чтобы сделать красивую открытку в подарок подруге, знание английского — при поиске друзей в Интернете или на отдыхе.
  2. Объяснить, что знания важнее, чем оценки, а значит, двойка — не катастрофа, а повод повторить материал.
  3. Заменить зубрёжку параграфов из учебника практическими и творческими заданиями.
  4. Хвалить не только за хорошие результаты, но и за старание.

Критически мыслить

«Зомбирование» — грубое слово, но оно точно отражает ситуацию, когда люди слепо верят теориям заговора, идут к гадалке вместо онколога и пишут гневные опусы о чипах в вакцине. Некоторые высказывания, особенно если автор разбирается в манипуляциях, могут выглядеть убедительно даже для взрослого, ребёнку же может быть ещё сложнее разобраться, где истина, а где подтасовка фактов. Последствия — от доверчивости к мошенникам до участия в секте.

Как привить навык

  1. Вместе анализировать причинно-следственные связи.
  2. Учить ребёнка отличать факты от мнений.
  3. Учить аргументировать свою точку зрения.
  4. Рассказать, каким источникам можно верить, а какие ненадёжны.
  5. Объяснить, что даже взрослые люди могут ошибаться.

Любить себя и своё тело

Ребёнок, который недоволен своей внешностью, становится неуверенным, повышается риск развития тревожности и депрессии. Ситуация нередко оказывает влияние на отношения со сверстниками. Школьник, особенно подросток, может не любить себя и по другой причине: например, из-за плохих отметок, неуклюжести, плохого зрения. Сейчас бренды показывают в рекламе людей с разной внешностью, но идеалом для многих подростков всё равно остаются стройные, подтянутые люди с идеальной кожей. И те, кто не соответствует идеалу, могут подвергаться травле.

Как привить навык

  1. Оценивать не ребёнка, а его поступки — вместо «Ты плохой!» он должен услышать: «Ты поступил несправедливо», «Мы разочарованы твоим поступком».
  2. Напоминать, что вы всегда его любите, несмотря ни на что.
  3. Предложить выписать в тетрадь свои лучшие качества.
  4. Объяснить ребёнку, что каждое тело прекрасно и его надо ценить за те возможности, которые оно даёт.
  5. Рассказать, что любить своё тело — значит заботиться о нём, наладить график сна, правильно питаться, не забывать о физических нагрузках.
  6. Объяснить, что уверенность в себе важнее стереотипной внешности, ведь харизматичные, яркие люди становятся лидерами с любым весом и цветом кожи.
  7. Научить ребёнка давать отпор обидчикам и обращаться к взрослым, если оскорбления перешли границы.

Что почитать по теме

  • Аллен Дэвид, Уоллас Марк, Уильямс Майк, «Как привести дела в порядок — в школе и не только».
  • Мэдлин Левин, «Самое ценное. Чему на самом деле важно научить ребёнка, чтобы он вырос успешным и счастливым».
  • Андрей Курпатов, «Счастливый ребёнок. Универсальные правила».
  • Людмила Петрановская, «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка».
  • Джон Готтман, Джоан Деклер, «Эмоциональный интеллект ребёнка».
  • Марианна Лукашенко, «Тайм-менеджмент для детей».