Общаться в коллективе и заводить друзей
Некоторых детей учить общаться не нужно: благодаря природному обаянию они легко заведут друзей и на детской площадке, и в магазине, с первых дней вольются в коллектив, даже если меняют не первую школу. Но если у ребёнка совсем нет друзей, сверстники не хотят играть и гулять с ним, игнорируют его, родителям нужно проанализировать, что не так, и помочь малышу исправить ошибки в поведении.
Как привить навык
- Научить рассказывать о себе и слушать другого поможет техника активного слушания.
- Потренироваться в похвале — наладить контакт будет легче, если ребёнок в разговоре отметит красивый рисунок на футболке, стрижку, успехи приятеля в математике или футболе.
- Устраивать семейные дискуссии — например, выбрать интересную для ребёнка тему и поиграть в ток-шоу, договорившись не перебивать друг друга и аргументированно выражать свои мысли.
- Развивать эмпатию — с ранних лет обсуждать чувства ребёнка и учить замечать эмоции других.
- Помочь завести хобби — ребёнок сможет демонстрировать увлечения (от коллекции фигурок до игры на гитаре) сверстникам, стать увереннее в себе, ему будет проще заинтересовать окружающих и найти темы для разговоров.
Соблюдать личные границы
Учёные доказали, что личные границы лучше всего отстаивают единственные дети в семье, а также первенцы из семей с двумя детьми. Ну а те, кто вырос в многодетной семье, больше подстраиваются под требования окружающих.
Как привить навык
- Позволить ребёнку иметь личное пространство и научить не нарушать ваше — не рыться без разрешения в вещах, не подслушивать разговоры, не трогать.
- Рассказать о телесных границах — азы для дошкольников называются «правилом трусиков».
- Научить не трогать других без разрешения и разрешить отказываться от физического контакта, даже если близкий родственник настаивает.
- Вместе анализировать чувства и физические ощущения ребёнка.
Говорить нет
Кроме того, неумение отказываться повышает вероятность того, что ребёнок попробует наркотики или алкоголь, попадёт в неприятную ситуацию. Во взрослом возрасте люди, не умеющие отказывать, могут взять на себя слишком много обязанностей на работе, подвергнуться насилию, построить неудачные романтические отношения.
Как привить навык
- Научить ребёнка отказываться, если он не хочет делиться игрушкой или с кем-то играть.
- Не заставлять доедать суп, надевать только то, что хотят родители, посещать кружок, который не интересен ребёнку.
- Объяснить, что сказать нет не означает прервать дружбу. Если ребёнок не сможет погулять с одноклассником в определённый день, откажется мягко и предложит другой вариант, он не станет изгоем.
- Рассказать о телесных границах и объяснить, как важно отказать, если их пытаются нарушить, даже если придётся повторить нет несколько раз;
- Потренироваться говорить нет дома — уверенным голосом и громко.
Самостоятельно решать задачи и управлять временем
Как привить навык
- Применять «метод естественных последствий» — пусть ребёнок получит плохую оценку, если не успеет выполнить домашнее задание из-за игры или забудет спортивную форму.
- Визуализировать список дел — скучные напоминания о необходимости застелить кровать лучше заменить ярким блокнотом, доской или плакатом, где ребёнок сможет отмечать выполненные задачи.
- Научить ребёнка следить за временем — предложите малышу поэкспериментировать и узнать с помощью таймера, сколько он тратит на уборку в комнате или задачу по алгебре и сколько свободного времени останется, если не отвлекаться.
- Ввести систему поощрений — это может быть еженедельный поход в пиццерию или кино, если ребёнок самостоятельно выполнял домашние задания всю неделю.
Проявлять креативность
Как привить навык
- Приобщать ребёнка к творчеству — поощрять занятия музыкой или рисованием.
- Задавать открытые вопросы вместо тех, на которые ребёнок может ответить только да или нет, чтобы стимулировать его рассуждать, описывать и анализировать впечатления.
- Чаще фантазировать — психолог Мелисса Баркли советует задавать детям вопросы, начинающиеся со слов «А что, если…», например: «А что, если бы животные умели разговаривать».
- Давать свободное время на игры и не требовать, чтобы ребёнок строго следовал правилам и использовал вещи только по их прямому назначению.
- Не ругать за ошибки, а предложить подумать, что пошло не так и как всё исправить.
- Читать вместе и обсуждать прочитанное.
Уметь учиться
Как привить навык
- Учить ребёнка видеть не процесс, а цели — например, умение писать пригодится, чтобы сделать красивую открытку в подарок подруге, знание английского — при поиске друзей в Интернете или на отдыхе.
- Объяснить, что знания важнее, чем оценки, а значит, двойка — не катастрофа, а повод повторить материал.
- Заменить зубрёжку параграфов из учебника практическими и творческими заданиями.
- Хвалить не только за хорошие результаты, но и за старание.
Критически мыслить
Как привить навык
- Вместе анализировать причинно-следственные связи.
- Учить ребёнка отличать факты от мнений.
- Учить аргументировать свою точку зрения.
- Рассказать, каким источникам можно верить, а какие ненадёжны.
- Объяснить, что даже взрослые люди могут ошибаться.
Любить себя и своё тело
Как привить навык
- Оценивать не ребёнка, а его поступки — вместо «Ты плохой!» он должен услышать: «Ты поступил несправедливо», «Мы разочарованы твоим поступком».
- Напоминать, что вы всегда его любите, несмотря ни на что.
- Предложить выписать в тетрадь свои лучшие качества.
- Объяснить ребёнку, что каждое тело прекрасно и его надо ценить за те возможности, которые оно даёт.
- Рассказать, что любить своё тело — значит заботиться о нём, наладить график сна, правильно питаться, не забывать о физических нагрузках.
- Объяснить, что уверенность в себе важнее стереотипной внешности, ведь харизматичные, яркие люди становятся лидерами с любым весом и цветом кожи.
- Научить ребёнка давать отпор обидчикам и обращаться к взрослым, если оскорбления перешли границы.
Что почитать по теме
- Аллен Дэвид, Уоллас Марк, Уильямс Майк, «Как привести дела в порядок — в школе и не только».
- Мэдлин Левин, «Самое ценное. Чему на самом деле важно научить ребёнка, чтобы он вырос успешным и счастливым».
- Андрей Курпатов, «Счастливый ребёнок. Универсальные правила».
- Людмила Петрановская, «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка».
- Джон Готтман, Джоан Деклер, «Эмоциональный интеллект ребёнка».
- Марианна Лукашенко, «Тайм-менеджмент для детей».