Чем городской велосипед отличается от шоссейного? Какие бывают рамы, рули и сиденья? Сколько должно быть скоростей и какие тормоза лучше? Выбрать идеального двухколёсного друга помогает Вика Базоева.

Определитесь с типом велосипеда

Первым делом решите, для чего вам нужен велосипед. Если вы планируете ездить на нём только по городу и паркам в прогулочном темпе, то вам подойдёт городской велосипед, или круизер. Он довольно тяжёлый, с минимальным количеством скоростей, в основном с низкой «женской» рамой, почти вертикальной посадкой, незначительной амортизацией, широким удобным седлом и багажником или корзинкой для вещей. Такой велосипед лучше выбирать с колёсами диаметром 28 дюймов — на нём будет неудобно ездить по пересеченной местности, но очень комфортно передвигаться по городу.

Если же вы предпочитаете кататься по лесу, парковым дорожкам и другим местам с более суровым рельефом, чем асфальт, то стоит присмотреться к горным велосипедам: у них широкие колёса с крупным протектором для лучшего сцепления с дорогой, очень чувствительные тормоза, несколько скоростей и амортизаторы (велосипеды с передней амортизационной вилкой называются хардтейл, а с двумя подвесками — двухподвесные). Двухподвес поглощает максимальное количество ударов, а хардтейл больше подойдёт тем, кто катается по пересечённой местности и по перекопанным городским бульварам. Такие велосипеды надёжнее в эксплуатации, так как у них меньше движущихся частей.

Если планируете гонять по шоссе, ваш вариант — шоссейный велосипед: более скоростной, с тонкими, очень лёгкими колёсами и жёсткой вилкой (без подвесок).

 

Макс Каргинов

профессиональный велосипедист, участник сообщества Fixed Gear Moscow, основатель команды Moskovstyle
— Выбирайте велосипед по назначению. Не стоит покупать горный, если вы катаетесь по городу. Толстая резина будет «съедать» всю вашу энергию на асфальте, а ехать от этого быстрее не получится. Если велосипед рассматривается как средство передвижения от дома до работы, то лучше присмотреться к так называемым ситибайкам. Это красивые велосипеды с комфортной посадкой, минимумом примочек, сделанные для комфортной доставки из точки А в точку Б.

Другие варианты городского велосипедафикс и синглспид. У них всего одна скорость, но фикс к тому же не имеет свободного хода: то есть крутишь педали — крутится колесо. Синглспиды и фиксы — отличный выбор для городской молодёжи: простой, красивый велосипед, который лёгок в обслуживании.

Если вы живёте рядом с парками или на вашем пути есть препятствия с пересечённой местностью, советую обратить внимание на горный велосипед (маунтинбайк, MTB) или велосипед для велокросса (CX, cyclocross). У такого более агрессивная резина, которая позволит преодолевать пересечённую местность или кататься по паркам. А при замене резины на более гладкую велосипед будет отличным «компаньоном» на асфальте.

Более продвинутым пользователям можно посоветовать шоссейный велосипед или велосипед-гибрид. Шоссейный — отличное решение для города, поскольку рассчитан на дороги с хорошим покрытием. Также он подойдёт фанатам спорта — как один из вариантов серьёзной кардионагрузки. Велосипед-гибрид — это смесь шоссейника и туристического велосипеда, рассчитанный на длительные поездки с максимальным комфортом не в ущерб скорости. На таких велосипедах обычно предусмотрены дополнительные крепления под багажники и сумки для путешествий.

Подберите велосипед по своему росту

На каждом велосипеде будет указан размер рамы. От её правильного подбора будет зависеть то, насколько вам будет комфортно ездить. Чтобы правильно выбрать ростовку велосипеда, можно воспользоваться следующими таблицами. Но, конечно, здравого смысла тоже никто не отменял: в первую очередь вам должно быть удобно на нём ездить.

Отрегулируйте высоту седла

Положение сиденья должно быть таким, чтобы ваши ступни естественным образом упирались в педали даже в самом нижнем их положении. Проверьте: если вы ёрзаете на велосипеде из стороны в сторону, чтобы дотянуться до педалей, значит, сиденье необходимо опустить.

Определитесь, сколько скоростей вам необходимо

Велосипеды сейчас есть с 10 и даже 27 скоростями. При выборе количества скоростей в первую очередь подумайте о том рельефе, по которому вы будете кататься. Чем больше холмов, подъёмов и спусков на вашем пути, тем больше скоростей вам необходимо. Не стоит гнаться за количеством: если вы не занимаетесь шоссейными велогонками или ездой по холмистой местности, то большое количество передач вам совсем ни к чему.

Тормоза

Лучший выбор для велосипедиста — дисковые тормоза. Они надёжнее, эффективнее, но и стоят дороже. Дисковые тормоза бывают двух типов: гидравлические (подороже) и механические (подешевле).

Самые распространённые тормоза — ободные. Они дешёвые, легкие в эксплуатации и замене (по ним легко заметить, когда они износились). В то же время они постепенно влияют на износ колеса, слабее и менее эффективны на мокрой или грязной дороге и требуют большего приложения усилий, когда нужно резко затормозить.

Если у вас установлены барабанные тормоза, то для того, чтобы остановиться, вам нужно будет просто повернуть педали назад. Их плюсы — хорошо работают в любую погоду, подходят тем, у кого слабые руки (например детям), и почти ничего не стоят в обслуживании. Из минусов — несовместимы с велосипедами с задними переключателями и иногда вызывают соскакивание цепи. Барабанные тормоза обычно устанавливают на велосипеды-круизеры.

Рама

Сейчас большинство велосипедных рам производят из алюминия, хотя также распространены карбон и сталь. Алюминий — лёгкий, прочный и доступный. Сталь тяжелее, но её прочность и мощь обеспечивают более гладкую поездку. Карбон легче алюминия и прочнее стали, но, как следствие, и дороже этих материалов, поэтому из него в основном делают рамы для велосипедов премиум-класса.

Руль

Drop Bar (дроп бар — руль для шоссейного велосипеда) — самая распространённая форма руля, она лёгкая, аэродинамичная и подходит тем, кто очень любит гонять на большой скорости. Минусы: он предполагает почти лежачую позицию велосипедиста, а значит, у вас, скорее всего, будет болеть спина.

Flat Bar (флэт бар) обычно устанавливают на дорожных и горных велосипедах. Он тяжелее, и за ним вы можете сидеть в более расслабленной позе, а значит, лучше видеть потенциальную опасность. С таким рулём меньше напряжения на запястья, руки и плечи.

Riser Bar (райзер бар) часто встречается на горных велосипедах. Такие рули слегка изогнуты наверх и к велосипедисту. Это позволяет сидеть прямо и хорошо видеть всё, что происходит вокруг. Контроль за рулением они тоже обеспечивают прекрасный.

Настройте правильное положение руля

Положение руля — это едва ли не самое важное для велосипедиста. Неправильно установленный руль приведёт к болям в спине, затеканию запястий и напряжению в шее и плечах. Рули бывают разной ширины: на гоночных и шоссейных велосипедах они обычно должны быть шириной с ваши плечи, а на горных — чуть шире. На дорожных велосипедах руль должен быть установлен на 2,5 сантиметра выше сиденья, а на горных — наоборот, чуть ниже. Руль должен быть не слишком далеко от вас и не слишком близко: будет удобно, если угол между вашими руками (держащимися за руль) и корпусом при езде составляет 90 градусов.

Не забудьте о важных деталях

Велошлем (нужен каждому велосипедисту, независимо от того, где вы ездите), звонок, запасная камера, маленькая аптечка для велосипеда, насос, надёжный замок (в идеале — uLock), корзинка для вещей (если она вам нужна) и светоотражающие катафоты — всё это вам тоже нужно будет купить.  Для езды в темноте понадобятся задний и передний фонари и специальный жилет со светоотражающими полосками.

Также не забудьте проверить наличие крыльев — и если их нет, то сразу докупите. На грязной дороге (и особенно в дождь) без крыльев просто не обойтись.

 

Макс Каргинов

профессиональный велосипедист, участник сообщества Fixed Gear Moscow, основатель команды Moskovstyle
— Ещё один важный пункт, на который нужно обратить внимание при покупке велосипеда, это ремонтопригодность. Большинство простых велосипедов, которые продаются в гипермаркетах и подобных местах, это часто одноразовый продукт. Там используются аналоги устаревших запчастей, то есть найти нужную деталь в случае поломки будет достаточно сложно. Получается, чтобы вернуть велосипед в рабочее состояние, нужно заменить не маленькую деталь, а целый узел, что довольно дорого.

Лучше покупать велосипед в специализированных магазинах, где квалифицированные сотрудники всегда помогут и подберут велосипед именно под ваши запросы.