«Челленджер» пытается разобраться, почему многозадачность — это миф, и предлагает варианты, как действительно стать более эффективным. Например, научиться ставить перед собой действительно выполнимые цели — возможно, менее глобальные, но зато более реальные.
За обедом с друзьями мы проверяем почту, на работе обновляем статус в фейсбуке, за ужином составляем план на завтра. В какой-то степени это и есть бытовое проявление многозадачности. Проблема заключается в том, что только два процента активного населения планеты, будучи многозадачными, остаются эффективными. Следовательно, остальные 98% напрасно считают себя продуктивными, выполняя несколько дел одновременно. Стремление управиться со всем и сразу ведёт к значительным потерям времени при переключении с одной задачи на другую. Стоимость такого переключения отражается и на качестве: каждый раз возникает необходимость вернуться к проблеме, чтобы проверить и перепроверить правильность её решения. Соответственно, чем сложнее задача, тем выше стоимость такого переключения.

Что же делать? На время перестать находиться в двух реальностях одновременно и, находясь в компании друзей, наслаждаться приятным вечером, смеяться над их шутками, шутить самим или просто внимательно слушать, отложив телефон и забыв о рабочей почте. Звучит здорово, но почти невыполнимо. Тем не менее повысить свою продуктивность может каждый. Всё, что нужно — это отводить каждой задаче своё время.

Понятно, что многозадачность — это стремление выполнять две и более задачи параллельно. В двадцать первом веке, эпохе смартфонов, планшетов и ноутбуков, можно быть многозадачным, даже не осознавая этого. В конце концов, на работе каждый проверяет фейсбук или заходит на свою страницу вконтакте. Раз в несколько часов — это ещё в лучшем случае.

Cклонность к постоянному использованию мобильных устройств может негативно сказаться на способности человека быть многозадачным
Благодаря портативным устройствам многозадачность стала довольно частым явлением и в некоторых исследованиях получила термин «эпидемия рассеянности». Негативные коннотации подобного «диагноза» противоречат распространённому мнению о том, что склонность к постоянному использованию мобильных устройств может плохо сказаться на способности человека быть многозадачным, а это, в свою очередь, повлечёт за собой снижающуюся производительность в результате информационной перегрузки.

Мозг человека не приспособлен к выполнению нескольких задач сразу. Современные исследования мозговых процессов человека демонстрируют ситуацию, в которой мозг оказывается перегружен в результате огромного количества задач, с которыми он должен справляться. При попытке справиться с несколькими задачами в головном мозге наблюдается эффект бутылочного горлышка: так как задачи, поступающие одновременно, могут быть решены только по очереди, наше сознание хаотично переключается с одной на другую. Таким образом, вместо того, чтобы стать сверхпродуктивным, человек лишь изматывает себя.

Те из нас, кто перманентно пребывают в режиме многозадачности, склонны переоценивать свою успешность при выполнении нескольких дел одновременно.Но всё далеко не так безнадёжно, как кажется на первый взгляд. Осознав иллюзорность положительных эффектов многозадачности, можно повысить свою продуктивность, следуя некоторым советам.

Поставьте цель. Приступая к работе над проектом, поймите, что вы делаете и для чего

 

  1. Отложите телефон и любые другие девайсы. Во время работы или ужина с друзьями постарайтесь создать атмосферу, где возможность отвлечения минимальна. Отключите телефон, телевизор, другие устройства с экраном —  иными словами всё, что способно отвлечь вас от общения.
  2. Следуйте распорядку дня. Это может быть полезно тем, кто значительную часть времени проводит за компьютером или работает дома. Составьте график, в котором будет указано, что вам делать и когда (убедитесь, что и перерывы там присутствуют). Так вы будете иметь представление о результатах, которые должны быть достигнуты в конце дня.
  3. Поставьте цель. Приступая к работе над проектом, поймите, что вы делаете и для чего. Если представить конечный результат и ужасно сложный путь к нему, то угроза отвлечения весьма велика. А если думать об этом пути как о чём-то выполнимом, то всё уже не так страшно, да и отвлекаться не захочется. Составление реального плана — важнейший шаг к достижению результата.
  4. Учитесь слушать. В процессе разговора, отвлекаясь на почту и социальные сети, вы вынуждены переспрашивать и тратить уже не только своё время, но и время собеседника, что также не способствует увеличению вашей продуктивности (кроме того, это просто невежливо). Чтобы быть хорошим слушателем, смотрите в глаза говорящего и оставайтесь в контексте разговора, в том числе и мысленно.
  5. Оставьте проблемы «за дверью». Отвлечь могут не только уведомления о непроверенной почте, но и собственные мысли. Поэтому, приступая к делу, вы должны либо полностью успеть справиться с другими проблемами, либо отложить их решение на некоторое время.
  6. Приберитесь на рабочем месте. Порядок на столе — порядок в голове. Порядок в бумагах позволяет сэкономить огромное количество времени. Это также касается и рабочего стола на компьютере: поддерживайте порядок в файлах, отключите уведомления и закройте браузер — так ничто не сможет вас отвлечь.
  7. Не забывайте о перерывах. Исследования показывают, что короткий перерыв лишь увеличивает способность быть сосредоточенным. Для кого-то подойдёт прогулка, для кого-то — физические упражнения или медитация.
  8. Блокируйте всё, что вас отвлекает. На помощь могут прийти приложения, отключающие всевозможные уведомления на гаджетах. Например, Dark Room позволит вам только набирать текст на вашем компьютере. Anti-Social заблокирует возможность проверять социальные медиа во время работы.
  9. Читайте о проблемах, связанных с многозадачностью. Исследуйте вопрос, ищите источники, которые помогут разработать стратегии поведения, позволяющие концентрировать своё внимание на одном предмете, не распыляясь.

Нелегко изменить свои привычки, но наука говорит нам, что с многозадачностью не всё так просто, как кажется. Быть сосредоточенным и сконцентрированным на одной задаче сложно, но это стоит того. В конце концов, в долгосрочной перспективе окажется, что  «спешить медленно» куда более эффективно, чем судорожно перескакивать с одной задачи на другую.