Работать в команде может не каждый, но если вы решили строить карьеру в компании с большим коллективом, важно знать, как добиться наилучшего результата. Об этом мы спросили Светлану Попову, эксперта международной рекрутинговой компании Hays.

Правило № 1. Научитесь видеть в коллегах профессионалов

— Команда — это группа совершенно разных людей, которые собираются вместе для того, чтобы добиться поставленной цели. Это не сообщество друзей. В коллективе могут быть люди с разными интересами, разного возраста, с разными характерами и культурными традициями. Важно научиться видеть в коллегах именно профессионалов, принимать особенности каждого. Так у коллектива в целом и у каждого в отдельности будет больше шансов на успех.

Правило № 2. Выполняйте именно свои обязанности

У каждого должны быть конкретные задачи. Это поможет избежать дублирования функций, а также скрытой и открытой конкуренции между командными игроками. Безусловно, в каких-то ситуациях вы будете взаимодействовать с коллегами, но если заранее обговорите, кто за что отвечает, каждый сможет выполнять свою работу максимально эффективно.

Правило № 3. Научитесь слушать и слышать

Без этих навыков все усилия могут сойти на нет. Следует обсуждать проблемы в рабочем процессе с коллегами, делать выводы и корректировать свои собственные действия, учитывая интересы всех членов команды. Важно работать над собой и понимать, кого и что не устраивает, — это поможет избежать конфликтов.

Правило № 4. Стремитесь к общим целям

Общая цель — это одно из основных условий работы команды. Роли, обязанности, зоны ответственности могут и должны быть разными, но конечная цель всегда одна. Команда разрушится тогда, когда каждый начнёт добиваться своего и работать только на личный результат.

Правило № 5. Иногда предлагайте помощь

Чаще всего именно это правило вызывает больше всего трудностей. Особенно у тех, кто только начинает работать в команде. Многие привыкли отвечать только за себя, но в команде от каждого конкретного результата зависит общее достижение поставленных целей. Получается, что если один игрок не справится с работой, вся команда может проиграть. Выход: открыто говорить, обсуждать проблемы и приходить на помощь друг другу. А ещё говорите спасибо! Каждому, кто готов прийти вам на помощь. Коллеги заслуживают благодарности за оказанную поддержку.

Правило № 6. Не ведите скрытых дискуссий

Поиск и принятие решений, обсуждение, контроль, отчёт — все процессы должны быть открытыми и прозрачными. Это значит, что любые параллельные дискуссии, обсуждения, сплетни, слухи, домыслы в коллективе должны строго пресекаться.

Правило № 7. Получайте удовольствие от совместной работы

Командная работа будет эффективной только при условии, что её правила всем понятны и всеми приняты и она никого не раздражает. Именно поэтому, если вы стали частью коллектива, гордитесь, учитесь и сотрудничайте со всеми. Будьте доброжелательны, здоровайтесь и улыбайтесь. Правила простые, но очень действенные. Позитивный настрой формирует команду на эмоциональном уровне.
Все люди разные. Есть командные игроки, есть те, кто предпочитает индивидуальную работу. И то, и другое нормально. Перед тем как отправиться работать в коллектив, ответьте себе на вопрос: готов ли я быть частью команды? Если ответ «нет» — не переламывайте себя. Оставайтесь самостоятельным игроком. Предупреждайте работодателя заранее и продолжайте идти к своим целям. Если ответ «да» — учитесь работать в коллективе. Командная работа подарит вам бесценный опыт, новые профессиональные связи, а возможно, и друзей на всю оставшуюся жизнь.