Хендбайкеры передвигаются по трассе на специальных ручных велосипедах. Мы спросили троих спортсменов о том, как они тренируются, с какими трудностями им приходится сталкиваться, а также узнали, как развивается паравелоспорт в России.

Александр Давидович

— Я получил травму в 21 год, почти сразу после того, как пришёл из армии. Руководство деревообрабатывающего завода, на котором я работал, нарушало технику безопасности, произошёл несчастный случай. Мне ампутировали обе ноги. Полгода находился в госпитале, восстанавливался. До армии я занимался разными видами спорта: хоккеем, футболом, зимой — лыжами. Потом узнал, что есть такой вид спорта, как лыжные гонки на бобах, и решил попробовать.

Пока лежал в больнице, набрал 25 килограммов лишнего веса. Поначалу на тренировках было тяжело. Иногда хотелось бросить, но перебарывал себя. И вот уже на протяжении 13 лет я состою в сборной страны (Александр Давидович участвовал в Паралимпийских играх в Сочи, стал бронзовым призёром в лыжных гонках и биатлоне. — Прим. ред.). 

В велоспорте я второй год. Однажды узнал про хендбайк, понял, что этот вид велоспорта развивается в России, и решил заниматься им параллельно с лыжами и биатлоном. Подготовка к лыжным соревнованиям стала рутиной, решил добавить разнообразия.   

Я стал искать, где и как приобрести хендбайк. Сделать это непросто: хендбайки очень дорогие, а для выступления на профессиональном уровне нужно изготавливать этот снаряд под себя. У меня не было спонсоров, я купил байк за свой счёт. В 2017 году поехал на чемпионат России — на разведку: пообщался с участниками, познакомился со старшим тренером команды, увидел, как проходят соревнования. 

В 2018-м я выиграл две гонки на этом чемпионате: масс-старт на 42 километра и гонку с раздельным стартом на 15 километров. В велоспорте главное — не занять призовые места на первенстве страны, а показать время, которое будет соответствовать международному уровню. Со своим временем я попал в шестёрку сильнейших, меня пригласили в сборную, и я поехал на этап Кубка мира. Мой хендбайк был уже устаревшим, для международных стартов не подходил. Перед этапом Кубка мира в Голландии мне предоставили другой байк, у меня было всего два дня, чтобы на нём покататься и хоть немного привыкнуть. Тогда на одной из гонок я занял шестое место, на другой — четвёртое. 

Места для тренировок на хендбайке в России (и в частности в Уфе, где я живу) есть, но их очень мало. Обычно мне приходится тренироваться на автотрассе. Иногда тренер едет сзади на машине или велосипеде, но в основном я тренируюсь один. Безопасность нулевая. Но другого выбора нет, ведь готовиться к стартам нужно.
В плохую погоду занятия проходят в зале на специальном станке. Я тренируюсь шесть раз в неделю — от полутора до четырёх часов в день. В основном занятия проходят в России, иногда выезжаем на сборы за границу. Конечно, во время тренировок случаются сбои: то колесо проколешь, то цепь слетит. Перед каждой гонкой байк осматривает механик и устраняет технические проблемы. Сложнее всего на хендбайке преодолевать крутые подъёмы, а ещё крутые спуски — скорость высокая, нужно войти в поворот, не потеряв драгоценные секунды.  

Новичкам рекомендую начинать с малых нагрузок, увеличивать их постепенно. Если сразу дать слишком большую нагрузку, организм не сможет с ней справиться.

Не все люди могут осознать и принять ту травму, которую получили. Когда участвуешь в таком крупном соревновании, как Московский полумарафон или марафон, вокруг тебя много зрителей. Для них хендбайк — открытие, они начинают интересоваться, задавать вопросы. Это очень продвигает наш вид спорта. 

Анна Жесткова

— Когда мне было 12 лет, я попала в аварию. У меня был повреждён позвоночник и спинной мозг, из-за этого я и оказалась в коляске. В течение года не вылезала из больниц. Потом стала посещать реабилитационные центры, где меня восстанавливали не только физически, но и морально. Именно в центре я узнала про паралимпийский спорт. Один знакомый дал мне контакты тренера по велоспорту. Я пошла к нему осенью 2015 года. Начинала с малого: привыкала к хендбайку и ездила медленно, как улитка, со скоростью 8 километров в час.

Было непривычно: хендбайк — велосипед, но работать нужно руками. Если достаточно натренироваться, на хендбайке можно развить большую скорость: 30—40 километров в час. Это здорово! 
Уже весной 2015-го меня взяли на сборы, сказали, что я перспективная спортсменка. В 2016-м я впервые выступила на чемпионате России. На соревнованиях в пределах страны не так много людей, поэтому классы объединяют (классы — это разделения по типу травм. — Прим. ред.). В прошлом году во всех классах было шесть девочек, а в этом году всего две.

В этом году я окончила школу и сейчас выбираю институт. Поэтому не получается полностью посвятить себя спорту. Тренируюсь четыре раза в неделю по два часа. Летом мы ездим по шоссе, тренер на машине сопровождает меня. Чтобы не попасть в яму или канаву, выбираем маршрут, который хорошо знаем. На хендбайке любые манёвры (и особенно ошибки) ощущаются очень сильно, даже маленькая яма сильно сотрясает велосипед. Зимой мы тренируемся на велотреке в крытом помещении. Ещё есть велостанок: на него помещается велосипед и можно заниматься где угодно. Когда я не могла ездить на тренировки из-за нагрузок по учёбе, тренер привозил велостанок и я крутила педали дома. Вдобавок мы проводим силовые тренировки в зале: делаем упражнения на спину, грудные мышцы, бицепс, трицепс. Это нужно, чтобы потом силу превратить в скорость.

Помню, как во время первого полумарафона ко мне подходили корреспонденты с телеканалов и брали интервью. Такие мероприятия привлекают внимание. Люди замечают нас, начинают понимать, что есть люди на колясках, которые не сидят дома сложа руки.

Конечно, нужно создавать условия для привлечения людей в паравелоспорт. Но в первую очередь необходима доступная среда. Если человек не может из дома выйти, какой уж тут хендбайк.
Первый марафон я преодолела примерно через год после того, как начала тренироваться. Тогда для меня это было испытанием. Сейчас марафон уже не пугает, это стандартная тренировка. На тренировке могу и 50 километров проехать. Моё соревновательное время улучшается с каждым разом, в следующем году планирую проехать быстрее на внутреннем первенстве и отобраться на чемпионат мира. Но прогнозировать сложно, ведь уровень конкурентов тоже растёт. 

Руслан Кузнецов

— В 2002 году со мной произошёл несчастный случай. Я отпиливал ветки, и сухая ветка, за которую я держался, отломилась. Вердикт врачей — перелом позвоночника. Период восстановления и реабилитации был тяжёлым, полгода я провёл в горизонтальном положении. У меня была травма грудного отдела позвоночника, в этом случае нельзя ни сидеть, ни стоять. Ноги были обездвижены, и родители их разминали. Для рук папа купил мне небольшие гантели.

Изготовленные за границей хендбайки стоят дорого, поэтому в 2015 году я приобрёл самодельный и немного переделал его под себя. Хотел большей свободы передвижений, ведь на коляске не везде можно проехать.
Я начал узнавать, какие соревнования проводятся, и увидел информацию о Московском полумарафоне. За месяц до старта я начал готовиться: тренировался на стадионе, проезжал по десять километров, а непосредственно перед самим полумарафоном проехал полную дистанцию. Я всё делал сам, без тренера. Хотел просто преодолеть дистанцию, не на скорость. После я поучаствовал и в марафоне.  

На таких соревнованиях ощущаешь колоссальную моральную поддержку. Вокруг много отзывчивых людей, готовых прийти на помощь. Во время марафона едешь изо всех сил, рядом бежит толпа людей. Они начинают аплодировать и поддерживать. Это просто непередаваемые ощущения, очень подбадривает. 

После участия в марафоне я так увлёкся этим видом спорта, что решил в нём остаться. Нашёл контакты тренеров, и они предложили попробовать позаниматься. Тогда же я купил более профессиональный велосипед — лёгкий и манёвренный. В 2016 году поучаствовал в чемпионате России в Ижевске. В индивидуальной гонке с раздельным стартом показал второе время, в гонке с общим стартом победил. В 2017-м на чемпионате России я уже показал результат, который считался конкурентоспособным на мировой арене. Так я попал на чемпионат мира.  

В Европе паравелоспорт развит лучше, чем в России, больше людей им занимаются. На российских чемпионатах обычно собираются около десяти хендбайкеров. В чемпионате мира только в моём классе участвуют 30—35 человек, а на Кубках мира — до 50. 

Сборы перед соревнованиями проходят в Сочи. Там есть олимпийский парк, и можно выезжать на трассы с перепадами высот. Подъёмы непросто преодолевать и обычному велосипедисту, а на хендбайке ещё сложнее, ведь руки слабее, чем ноги. Что касается Москвы, у нас есть только трасса на Крылатских холмах, построенная к Олимпиаде-1980. Там можно кататься без сопровождения машин. 

Я тренируюсь пять-шесть раз в неделю, каждая тренировка длится два часа. На сборах перед соревнованиями количество тренировок увеличивается до двух-трёх в день. Зимой занимаемся на велотреке. Ещё в программе есть тренировки в бассейне и силовые: подтягивание, штанга, жим лёжа и другие упражнения со снарядами, резиной и канатами.