Они проехали 1 000 км на велотандеме через Россию, Швецию и Финляндию. «За 11 дней я прожила каждый метр маршрута», — говорит Лена Федосеева. Незрячая бегунья и велосипедистка рассказала нам о своём путешествии.

Снова в седле

Кто научил? Не помню. Я каталась на велосипеде с 3 лет и до 12, пока не потеряла зрение. Летом больше ездила, чем ходила. Спустя 20 лет снова очутилась в седле: спасибо Илье Киреенко, тренеру из Петербурга, и его супруге Наде. Они прекрасно видят, но любят путешествовать на велотандеме: исколесили Финляндию, Швецию, гоняли по Европе.

Как и обычные велосипеды, велотандемы бывают горные, прогулочные, трековые, шоссейные. Два седла, два руля — вот и все отличия. Впереди сидит пилот, за ним — спортсмен. Важно, чтобы оба были сильными и выносливыми, тогда получается идеальный экипаж.

Мы едем в полной экипировке: шлемы, велотуфли, контактные педали. Пилот и спортсмен должны вместе стартовать, тормозить, одновременно выстёгивать ноги, чтобы не упасть. Незрячий слушает команды того, кто впереди. Оценивая рельеф, он знает, когда поменять передачу, где лучше поднажать, а где расслабиться. Пилот — компьютер, спортсмен — мотор. Обоим хватает нагрузки.

Из Подмосковья в Швецию

В прошлом году наш Дом слепоглухих в Пучкове собрал деньги на велотандем. Но 150 тысяч недостаточно для хорошего шоссейника, мы купили модель поскромнее и на недорогую раму поставили дополнительное оборудование. Ребята с радостью катаются, а я беру велотандем на соревнования. Долго думали, как показать его миру. Хотелось, чтобы все знали: деньги собирали не зря. А давайте организуем велопробег? Сказано — решено! Только куда?

Открыли карту, стали смотреть. Маршрут хотели построить через места, где учатся люди с ограниченными возможностями. Оказалось, таких рядом немало! Наконец решили: едем от Троицка в Новой Москве до шведского Венерсборга.
В Сергиевом Посаде мы остановились у единственной в России школы для слепоглухих детей. В Cеверной столице — около старейшей школы-интерната имени Грота для детей с нарушением зрения. У её стен мы встретились с ребятами из команды Ильи, незрячими и слабовидящими велотандемистами. Вместе доехали до Петергофа и побывали в замке Бип. Раньше там было императорское училище для глухих — колыбель современного языка жестов. В Ювяскюле посетили первую в Финляндии школу для слепоглухих детей, в Хельсинки — школу для незрячих, а в Венерсборге — первую в мире школу для слепоглухих.

Ливни, холмы и шведские кроны

Я всегда ехала сзади, а пилоты менялись. На первом участке был Роман Даньшин — триатлонист, который охотно помогает преодолеть дистанцию слабовидящим и слепоглухим. Вот нам досталось! Отрезок от Москвы до Сергиева Посада был самым тяжёлым. С ужасом вспоминаю эти пять часов непрерывного ливня, ветра, сырости. Воздух +8 градусов Цельсия, на дорогах — грязь вперемешку с песком. В Петербурге мы подошли к делу серьёзнее. Илья и Надя одолжили нам прекрасные велоплащи. Мы купили тёплые нарукавники и чулки, которые легко снять или надеть, не сходя с велосипеда. Экипировались как надо.

В Финляндии нам тоже пришлось несладко: я знала, что местность гористая, но одно дело — знать, другое — почувствовать холмы под колёсами велотандема. В Швеции тоже часто ехали в горку. Да, трудно, но терпимо. Бросил себе вызов — преодолевай!
Мы напутали с курсом шведской валюты. Не заметили запятую и целый день были уверены, что одна крона равна 68 рублям. Урезали всё, что могли: наливали воду из поливочных шлангов, даже не смотрели в сторону магазинов, достали запасы еды. По нашим подсчётам, 10 литров бензина стоили целое состояние: 7 тысяч рублей (за нами ехала машина сопровождения). Экономили на себе. Когда поняли, что крона стоит не 68 рублей, а 6,8, даже расстроились: так неинтересно! Вот такие удивительные сутки в Швеции.

«И тут всех спасает незнакомец»

Велотандем привлекает внимание. К нам подходили, знакомились. Спрашивали о необычном велосипеде с четырьмя педалями и двумя рулями. Если бы мы поехали на машине, не было бы ни одной из удивительных встреч. Как в кино: герои в безвыходном положении, деваться некуда, и тут всех спасает незнакомец. В маленькой деревеньке Махолм мы встретились с Настей — девочкой из России, которая говорит на трёх языках. Настя помогла нам купить батарейки, рассказала, как быстрее добраться до Скары, и отметила на карте пиццерию.

Сергей из деревни Вартемяги в Ленинградской области написал мне незадолго до выезда в Финляндию. Прочитал в Интернете о нашем велопробеге, посмотрел маршрут и понял, что, двигаясь по шоссе в сторону Выборга, мы проедем мимо его деревни. Предложил заехать в гости на пирог. Но наши планы изменились. Договорились встретиться в следующий раз.

В Хельсинки зашли в легендарный магазин «Велоспорт». Пока подбирали новые велотуфли взамен потрёпанных моих, разговорились с менеджером. Рассказали о велопробеге, и Каре так вдохновился, что сделал нам огромную скидку и осыпал подарками: шипы для велотуфель, электролиты, батончики и две фляги для воды… Святой человек!

Помочь Алёне, чтобы она помогла другим

Мы надеялись, что велопробег поможет собрать деньги для Алёны Капустьян. Ей 21 год. Девушка потеряла слух и зрение ещё в школе. Но её ничто не останавливает: Алёна читает Достоевского (по Брайлю. — Прим. ред.) и любит историю Древнего мира, занимается йогой и гимнастикой, участвует в театральном проекте «Прикасаемые». Этим летом она окончила Сергиево-Посадскую школу-интернат для слепоглухих детей, сдала экзамены и получила аттестат о неполном среднем образовании. Алёна хочет учиться дальше, чтобы помогать таким же, как она. Российский государственный социальный университет готов принять девушку, но нужен тот, кто будет рядом на занятиях и во время учёбы. На помощника мы и собирали средства во время велопробега на тандеме.

Если всё получится, на Алёну будут равняться другие слепоглухие. И они поверят в себя.

Менять мир, вдохновляя других

Я писала о велопробеге в соцсетях, вела дневники. Люди заинтересовались. Несколько человек сразу захотели присоединиться: спросили, как начать готовиться, когда будет второе путешествие. Отвечаю: в следующем году мы поедем во Францию и закончим маршрут у дома-музея Луи Брайля, автора легендарного рельефно-точечного шрифта. В июне планируем небольшой выезд в Финляндию — на три-четыре дня, чтобы не спеша проезжать по 60 км и останавливаться на ночь в палатках. Даже те незрячие и слепоглухие, которые никогда не садились на велосипед, успеют подготовиться за год.

Когда бегу в связке с лидером или еду с пилотом на велотандеме, я не только укрепляю тело и получаю удовольствие от спорта. Я становлюсь примером. Если нам удаётся вдохновить людей с ограниченными возможностями — значит, мы меняем мир.