Герой России лётчик-космонавт Сергей Рязанский рассказал нам о том, как проходят тренировки космонавтов на космической станции, как не отступать на пути к своей мечте и как стать первым в мире учёным — командиром космического корабля.

— В детстве я часто болел и даже подумать не мог, что когда-нибудь стану космонавтом. Я мечтал быть учёным, потому в школе пошёл в биологический класс и затем окончил биофак в Московском государственном университете. В девяностые годы я устроился в Институт медико-биологических проблем, который занимался медицинским обеспечением космических полётов. Помимо научной работы, мы тестировали технику, которую потом отправляли в космос. В какой-то период Российская академия наук решила набрать учёных в отряд космонавтов.

10 лет ожидания

В 2003 году меня зачислили в отряд космонавтов, а в 2005-м сообщили, что шансов полететь у меня нет — американцы выкупили все места исследователей в наших «Союзах». Мне сказали: «Ищи новую работу». Именно тогда я осознал, что очень хочу полететь в космос. Десять лет я доказывал, что я чего-то стою: защитил диссертацию по космической медицине, принимал участие в наземных экспериментах, в том числе был командиром экипажа в программе имитации полёта к Марсу — «МАРС-500». Наконец в 2013-м я отправился в первый полёт — я стал первым бортинженером без инженерного образования. Во время второго полёта в 2017-м меня назначили командиром экипажа. Это был первый в мире случай, когда учёный стал командиром космического корабля.

Бассейн как имитация выхода в открытый космос

В детстве родители прививали мне любовь к спорту. Я занимался беговыми лыжами, почти каждый день бегал, часто обливался холодной водой. Регулярный спорт и закаливание привели здоровье в норму. При зачислении в отряд космонавтов я успешно сдал все тесты. Например, для проверки физиологической стойкости к перегрузкам я проходил тренировки на центрифуге.

Выход в открытый космос — самая интересная работа космонавтов. Я выходил четыре раза. Отработать предстоящие операции в открытом космосе на Земле можно в Звёздном городке. В огромном бассейне на подвижной платформе установлен макет модуля орбитальной станции. При погружении в бассейн космонавты испытывают так называемую гидроневесомость.

Спорт в космосе

Во время полёта космонавт должен заниматься спортом минимум два часа каждый день. Час — тренировка на беговой дорожке, ещё час — либо велотренировка, либо занятия на силовом тренажёре. Перед этим, конечно, надо тренироваться и на Земле, иначе в космосе ты не сможешь войти в режим ежедневных занятий.

Для того чтобы удержаться на беговой дорожке в космосе, нужно надеть специальную жилетку, которая пристёгивается к тренажёру, — это поможет не улететь во время занятия. Можно имитировать бег в гору, бег с рюкзаком — всё это управляется компьютером. Особенность космического велотренажёра в том, что педали нужно крутить руками — чтобы тренировать плечевой пояс.

В космосе нет такого объёма движений, как на Земле. Дома мы много ходим, поднимаемся по лестнице. В невесомости достаточно пошевелить двумя пальцами, чтобы оказаться в другом углу космической станции. Нет расхода калорий, поэтому можно запросто набрать вес. Что и случилось со мной во время первого полёта. Улетал я с весом 69 килограммов, прилетел уже с 82 килограммами. Во второй раз я не допустил этой ошибки: ограничивал себя в еде, больше тренировался и за всё время полёта набрал только четыре килограмма.

Питание на корабле

Дневной рацион космонавта — 3 200 калорий. Мы можем сами выбирать, что из предложенных блюд хотим съесть сегодня. В основном это консервы, сублимированные супы, салаты, творог. Хотя питание вкусное и качественное, со временем оно, конечно, надоедает. Единственный способ разнообразить свою еду — добавлять приправы. Например, вся американская еда уже с пряностями. Открываешь упаковку — а там индюшка в соусе терияки или свинина в соусе карри. А у нас просто гречка с мясом. Ты можешь отдельно добавить горчицу, хрен, кетчуп или брусничный соус. Это спасает. Фактически ты ешь одно и то же, но с помощью специй каждый раз готовишь новое блюдо. 

250 000 космических фотографий

Мне никогда не нравилось фотографировать. Но космонавтов обязательно учат фотографировать и снимать видео. Когда я прилетел на станцию в первый раз, то понял, что мне важно поделиться эмоциями, которые меня переполняют, мне важно показать то, что я вижу. Так за первый полёт я сделал около 65 тысяч фотографий, за второй — 250 тысяч. Это увлечение перенеслось и на Землю.

«На Земле поднять руку — уже подвиг»

Когда возвращаешься домой, надо приводить организм в порядок. В течение первых двух недель нужно проходить научные обследования, ежедневно плавать и посещать сауну для тренировки сосудов, потом постепенно подключать занятия в тренажёрном зале. Где-то через месяц мы улетаем на реабилитацию после полёта. Там уже проходит четыре-пять тренировок в день. Сколько ты летал, столько тебе и восстанавливаться. Примерно через полгода необходимо пройти медкомиссию, которая решит, годен ли ты к следующему полёту или нет. 

В первые часы после прилёта тяжело ходить. Всё-таки за полгода привыкаешь, что в невесомости тело почти ничего не весит, а на Земле поднять руку — уже подвиг. В космосе не работает и вестибулярная система. На Земле тебя шатает, заносит, но постепенно всё нормализуется. А ещё, например, ночью просыпаешься, потому что тебе кажется, что кто-то наступил на ухо. Хотя ты просто повернулся с одного бока на другой, а ухо отвыкло, что на него давит тяжесть головы.

Во время полёта очень скучаешь по воде: душа на станции нет. Вместо него мы просто обтираемся мокрыми полотенцами. После того как вернулся из первого полёта и врачи меня отпустили, я сразу отправился в душ. Минут пятнадцать просто сидел и смотрел, как падает вода. Это очень круто.

Сейчас я много преподаю, читаю лекции о космических подходах к проблемам. Всё о лидерстве, мотивации, о том, как работать в команде. Работа на космической станции — это пример, когда несколько стран заняты одним грандиозным делом, при этом не ругаются, не ссорятся и ничего не делят. Я бы очень хотел, чтобы и на Земле люди могли так сотрудничать.