Оксана Бондаренко, основательница и руководитель культурно-просветительской платформы «Привет, Москва!», о том, как превратить транспорт из средства передвижения ещё и в источник знаний и эмоций.
О проекте: «Привет, Москва!» — революционный для городского транспорта проект, впервые транспорт вступает в коммуникацию с пассажирами, рассказывает о городе, используя для этого самые разные каналы: стены вагонов метро, стикеры в вестибюлях, на платформах и в переходах, видео- и аудиоролики.

Как объединить искусство и транспорт

— Когда я работала в Третьяковской галерее, мне захотелось создать на территории города развивающие проекты для музея: мне было интересно придумать что-нибудь захватывающее для пассажиров метрополитена, при этом использовать знания и возможности Третьяковки. Так появился просветительский проект под названием «Интенсив XX», он стартовал с запуска тематического поезда, посвящённого истории русского искусства XX века.

Потом на станции «Парк Культуры» кольцевой линии метрополитена мы стали транслировать пассажирам историю искусства XX века через призму коллекции Третьяковской галереи на Крымском валу. Проект был рассчитан на семь месяцев — он помог мне протестировать возможные форматы коммуникации с пассажирами.

Ну а следующим шагом стала уже более глобальная история — появилась идея транслировать в транспорте не только контент, связанный с музеем, но и другую информацию.

Как транспорт начал «разговаривать» с пассажирами

Какое-то время я жила в Париже, самостоятельно изучала его: улицы, дома… про каждый перекрёсток этой столицы у меня найдётся история. Я зацепилась за свой личный опыт жизни в другом городе и перенесла его на жизнь в Москве. Очень часто пассажиры не понимают, рядом с какими местами проезжают, что там происходило, какую эмоцию несёт тот или иной объект. Когда мы с командой придумывали проект «Привет, Москва!», решили, что главным в нём будет сторителлинг.

Проект «Привет, Москва!» — это рассказы о столице в формате городской мифологии, баек и легенд от лица московского транспорта. Московский транспорт (подземка, наземка, трамвай, автобус) — это не кто иной, как персональный увлекательный гид, которому 146 лет, который многое повидал, знает и понимает столицу. У московского транспорта всегда есть история к месту.

Тексты для проекта пишут журналисты, историки, по каждому направлению есть отдельный куратор. Все тексты проходят серьёзную проверку со стороны факультета городского фольклора Академии гуманитарных наук при РАН, со стороны чистоты русского языка — в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина.

Обломов на «Войковской», Aerosmit в вагоне метро

Мы собрали около семисот фактов, в планах ещё примерно пятьсот. Где эти факты и в каком формате можно их увидеть в метрополитене? В проекте четыре блока: «Москва историческая», «Москва кинематографическая», «Москва музыкальная», «Москва литературная и театральная».

Информация размещена на стенах вагонов, на стикерах в вестибюлях, на платформах и в переходах. На эскалаторных щитах (по три в каждом блоке) публикуется краткая информация, которая заставляет пассажира улыбнуться. Так, на станции метро «Баррикадная» в рамках формата киноблока висела тройка щитов:

  • «Привет, Москва!» — это наше приветствие и логотип.
  • Второй щит — факт о том, что на Большой Никитской, 43 жила Людмила Прокофьевна Калугина — главная героиня фильма «Служебный роман». Можно блеснуть знаниями перед друзьями!
  • «У меня служебный роман с Москвой. Ваш московский транспорт».

Под каждый блок мы выделяем одну радиальную ветку, например, музыкальный блок — Серпуховско-Тимирязевская. В каждом вагоне поезда (а их на радиальной ветке курсирует тридцать) есть узнаваемый плакат «Привет, Москва!», который транслирует информацию о городе с привязкой к серой ветке. Это информация о музыкальных героях Москвы, о событиях, зданиях, мероприятиях. Мы берём большой срез: от Чайковского и Шаляпина до «Би-2», рассказываем в том числе и о западных участниках — Pink Floyd, Aerosmit — в привязке к Москве.

Мы сотрудничаем с wi-fi в метро и через Интернет даём возможность участия в онлайн-квестах. Впереди — дневное мероприятие в театрально-литературном блоке на 25 станциях, интерактивные микроперформансы. Например, на «Войковской» — Обломов в кровати, произносящий знаменитый монолог.

«Москва особенная»

Один из наших основных девизов: «Транспорт — это активный участник социально-культурной жизни столицы». В Москве был месяц аутизма — мы должны были отреагировать. Вместе с фондом «Обнажённые сердца» запустили на голубой ветке спецпроект «Москва особенная». В каждом вагоне радиального поезда — яркие истории детей-аутистов. Мы постарались рассказать пассажирам, что это дети с уникальными возможностями, они делают потрясающие художественные работы, театральные экзерсисы и прочее. 

Сейчас мы разрабатываем проект совместно с фондом «Искусство, наука и спорт», который помогает слабовидящим и слепым людям. На Садовом кольце будет экскурсия с тиф-комментированием — незрячий человек через рассказ сможет увидеть свой город, узнать, какой шпиль у МИДа, как выглядит домик Шаляпина и что там происходит.

Моя профессиональная мечта — на экранах в вагонах метро запустить программу под названием «Я филантроп», состоящую из маленьких роликов в сторителлинг-формате. И через эту программу рассказывать людям об особенностях некоторых сограждан и как можно на этом поле благотворительности стать активным игроком. Недопонимание в отношении к людям с особенностями развития возникает из-за незнания. Как только появляется ликбез, раскрывающий суть вопроса, люди начинают смотреть на проблему с пониманием.

Будет ли транспорт и дальше «человечным»

Проектов, похожих на «Привет, Москва!», в других странах нет. Бывают отдельные акции, западные метрополитены много времени уделяют украшательству своих станций, добавлению различных арт-объектов (у нас красивейшее метро, нам можно этим не заниматься). Коммуникационных проектов известно лишь несколько. А вот сторителлинг-проектов о городе, именно системных, а не в виде отдельных акций, нет.

Основной вектор концепции — внутригородской туризм. Каждый может заново узнать место, где давно живёт. Это ежедневное путешествие без виз за 55 рублей.

Проект мы начали в октябре 2018 и закончим в сентябре 2019. Затем хотим провести голосование на «Активном гражданине», и если горожане захотят продолжения, мы с удовольствием за это возьмёмся.