В России уже больше года легализована телемедицина, а рынок подобных услуг продолжает расти во всём мире. Редакция The-Challenger разобралась, в каких ситуациях можно обратиться за удалённой консультацией, а в каких — без очного визита в клинику не обойтись.

Стоит ли пользоваться телемедициной?

Телемедицина — это способ коммуникации с врачами на расстоянии. Благодаря телемедицине стали возможны дистанционные приёмы, на которых доктор общается с пациентом (или с другим врачом, если для принятия решения нужно второе мнение или совет более опытного коллеги) при помощи видео, аудиозвонков или смс. В России закон о применении телемедицины вступил в силу в 2018 году.
Удалённый приём врача не может полноценно заменить очную консультацию, на которой специалист проводит осмотр и использует различные методы диагностики.

Но в некоторых ситуациях телемедицина может быть полезна — например, когда поблизости нет пунктов медицинской помощи. Позвонить «теле»-доктору можно из любой точки мира, общение происходит в комфортной для вас обстановке и в удобное время.

Когда ещё можно обратиться за помощью к «теле»-врачу

Удалённые консультации не подойдут в случае острых состояний (нужно вызвать скорую), при болевом синдроме любой локализации. Для пациентов с хроническими заболеваниями (диабетом, гипертонией, хронической сердечной или лёгочной недостаточностью) используют особую технологию — дистанционный контроль состояния здоровья (телемониторинг). В каких ещё ситуациях можно обратиться за помощью к удалённому специалисту?

  • вы хотите пойти к врачу, но не знаете, к какому именно специалисту: удалённый доктор поможет определиться;
  • в результатах анализов есть отклонения от нормы, вы срочно хотите получить рекомендации специалиста о дальнейших действиях;
  • вы хотите оперативно узнать мнение другого врача;
  • вы уже были на очном приёме и вам нужно проконсультироваться с врачом повторно.

Антон Владзимирский

доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе, НПКЦ диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ
— При первичной телеконсультации врач может собрать анамнез: узнать жалобы пациента, расспросить об особенностях течения прежних болезней, жизни, аллергиях и прочее. На основе этой информации специалист составит перечень заболеваний, своеобразный шорт-лист, и предложит правильную последовательность действий: профилактику, очный визит в клинику, программу диагностических исследований и так далее. При первичном телемедицинском обращении врач не должен назначать лечение. Если это произошло, доверять такому врачу нельзя.

После очного приёма и тщательного обследования, когда поставлен диагноз и назначено лечение, контрольные визиты к специалисту можно заменить на телемедицинские консультации (в определённых случаях, конечно же).

Как выбрать врача и время приёма

Оказывать услуги телемедицины могут только клиники, которые получили соответствующие лицензии. Записаться на дистанционный приём можно как к врачу общей практики (терапевту, педиатру), так и к узкому специалисту (кардиологу, неврологу, гинекологу и так далее). Перед приёмом о враче можно многое узнать из открытых источников.

Денис Швецов

генеральный директор медицинской компании «Доктор рядом»
— В приложениях телемедицины у каждого врача подробно описан его опыт, специализация и дипломы, поэтому его можно выбрать и по критериям опытности или специализации. Кроме того, пациенты обычно оценивают консультацию и оставляют отзывы. Комментарии помогают другим пациентам выбрать подходящего специалиста.
Дежурные врачи работают круглосуточно, и попасть к ним на приём чаще всего можно моментально — в течение нескольких минут после записи. А вот приём узкого специалиста происходит не так быстро.

Антон Владзимирский

доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе, НПКЦ диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ
— Время приёма зависит от того, как организована работа той или иной телемедицинской платформы. Но давайте смотреть на вещи реалистично: каким может быть повод обратиться за врачебной консультацией ночью? Скорее всего, это какое-то острое состояние: сильная боль, непрекращающаяся рвота, высокая температура и так далее. В такой ситуации (хоть днём, хоть ночью) речь о телемедицине вообще не должна идти. Решение единственное: вызвать скорую помощь. А вот стоит ли в три часа ночи беспокоить врача вопросом о родимом пятне, на которое вы уже три месяца смотрите с подозрением и наконец решились про него спросить, решайте самостоятельно.

Какой способ связи выбрать

Общаться с врачами телемедицины можно по видео- и аудиосвязи, а также при помощи сообщений. Однако видеозвонки считаются наиболее эффективными.

Антон Владзимирский

доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе, НПКЦ диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ
— Во время телеконсультации врач не может провести традиционные обследования (пальпацию, перкуссию, аускультацию), выполнить лабораторные, лучевые или инструментальные обследования. Единственный инструмент для получения данных о пациенте и принятия решения — это беседа. Очевидно, что наиболее полноценной беседа может быть в режиме видеозвонка. Здесь работает вербальное и невербальное общение, нет риска пропуска обязательных вопросов. Но чат и переписка дают большее ощущение приватности.

Денис Швецов

генеральный директор медицинской компании «Доктор рядом»
— Для врача, безусловно, наиболее информативен формат видеосвязи, однако он не всегда удобен клиенту. Если клиент находится в дороге или на работе, для него удобнее аудиовызов через платформу с одновременной возможностью обмена файлами и фотографиями через чат — именно такой способ связи, по нашей статистике, самый популярный.
Цены на телеконсультации в России могут составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, но в любом случае дистанционный приём обойдётся дешевле очного визита в частную клинику. Кроме того, существенно снизить стоимость телемедицинских услуг можно при оформлении годовой подписки.