Что такое выученная беспомощность
Такие люди бывают апатичны, а чаще тревожны и мнительны, им присущ синдром отличника или синдром самозванца, они всегда собой недовольны, не способны самостоятельно принимать решения, не обладают эмоциональной гибкостью и с трудом адаптируются к изменчивым обстоятельствам. Им сложно влиться в коллектив, выстроить отношения с противоположным полом, сепарироваться от родителей и быть счастливыми. Они не верят в возможность перемен и в собственные силы.
Откуда берётся выученная беспомощность
Неправильные установки формируются, если от родителей или других значимых взрослых — воспитателей, учителей, старших братьев — постоянно идёт посыл: ты не сможешь, не справишься, тебе это не под силу.
- «Дай мне — у тебя всё равно не получится».
- «Ну куда тебе с ними тягаться, сиди и не высовывайся».
- «Да разве ты сможешь чего-то достичь, весь в отца, неумеха».
Эмоциональное подавление не обязательно основывается на желании навредить. Чаще, наоборот, это следствие гиперопеки — стремления родителей обезопасить ребёнка, посадить его в «вату» и сдувать пылинки.
Чем забота отличается от гиперопеки
Все адекватные родители желают детям добра, при этом важно соблюдать баланс между помощью и навязыванием. Решая всё за других, мы отбираем у них главное — волю к жизни. Даже малышам для развития необходимо испытывать весь спектр эмоций, включая негативные.
Очень часто пожилые родители боятся сдать позиции и манипуляциями заставляют уже выросших детей подчиняться своей воле. С запросом на сепарацию к психологам нередко обращаются люди в возрасте за 40, потому что жить по чужой указке, сломив собственную волю, деструктивно, истинная же забота должна приносить пользу, а не вред.
Как изменить ситуацию во взрослом возрасте
- Проанализируйте свои слабые и сильные стороны. Выделите те сферы, над которыми требуется поработать. Возможно, то, что вы плохо знаете математику, компенсируется вашим талантом художника. И беспокоиться вообще-то не о чем.
- Концентрируйтесь не на неудачах, а на способах решения и приобретённом опыте. Это более конструктивно. Если вам нужно освоить какой-то навык, распишите дорожную карту на пути к достижению цели и придумайте достойную мотивацию вместо того, чтобы зацикливаться на двойке, полученной за географию в 10 классе.
- Научитесь распознавать разницу между убеждениями (когнитивными искажениями) и реальными фактами. Возможно, вы вовсе не столь безнадёжны, как привыкли считать.
- Заведите дневник эмоций. Осознавать себя и понимать, как работают тело и психика — всегда хорошая идея. Попробуйте идентифицировать собственные желания и потребности и отделить их от навязанных вам кем-то извне.
- Фантазируйте, ни в чём себя не ограничивая. Вы можете всё, к чему захотите приложить усилия. Не позволяйте прошлому подрезать вам крылья.