И дело здесь в том, что мы просто не готовы к критике — мы её не понимаем. В книжках по психологии, может, и написано, что взгляд со стороны помогает скорректировать собственную деятельность и проработать свои слабые стороны, но на практике легче поверить в инопланетян, чем в доброжелательность начальника, орущего на своего сотрудника за не вовремя сданный отчёт. Кстати, чаще всего именно из-за формы высказывания его содержание остаётся не понятым. К тому же сама критика тоже бывает обманчивой. Например, суть конструктивной критики в том, чтобы указать на недостатки и, возможно, поделиться мнением о том, как их можно исправить. А критика только ради того, чтобы придраться и оскорбить, больше похожа на травлю. Её цель — заставить человека совершать ещё больше ошибок, чтобы он сам поскорее ушёл, хлопнув дверью.
Проблема в том, что понять истинные мотивы критика сложно — для этого вам пригодятся все навыки аналитического мышления и весь жизненный опыт. Но вне зависимости от намерений человека вы всегда должны держаться предельно спокойно и уверенно. А вот несколько советов, которые помогут вам выдержать любую критику.
1. Не начинайте защищаться
Как известно, лучший способ защиты — это нападение. Но доставать всё своё оружие в виде ответных замечаний и резких комментариев — не самый продуктивный способ ведения диалога. Вне зависимости от того, насколько ценно для вас мнение окружающих, вступая в открытую полемику, вы показываете себя человеком невосприимчивым и, по сути, некомпетентным (коммуникативные навыки ещё никто не отменял). Вместо того чтобы набрасываться на оппонента со встречными упрёками, выдохните и начните задавать вопросы: «Спасибо, что обратили моё внимание на эту проблему. Объясните, пожалуйста, в чём именно я был неправ? Как мне следовало бы поступить? Как вам кажется, в чём причина этой ситуации, как её можно было бы избежать?». Так вы демонстрируете, что всегда готовы к взаимодействию и заинтересованы в решении проблем, а не в их появлении. Даже если вы полностью убеждены в собственной правоте, такой способ реагирования на критику — более зрелый и эффективный, чем детсадовский принцип «сам дурак». И помните, что обоснованная критика — полезнее любой, даже самой приятной похвалы.
2. Не говорите «Я сам всё знаю»
Отвечая на критику злобное «Я сам знаю», вы напрашиваетесь на закономерное «Так если знаешь, почему не сделал правильно?». У вас, конечно, и на это припасена пара хлёстких фраз, от которых ваш критик в лучшем случае развернётся и уйдёт, а в худшем — ответит вам тем же. Так, слово за словом в онлайн-режиме вы наживаете себе врага. А у вас есть время на то, чтобы после этого вести военные действия, отражать атаки и просчитывать контрнаступления? Может, всё-таки заняться работой и сделать так, чтобы ваши карьерные достижения были самым красноречивым аргументом в спорах? Даже если вы действительно всё сами знаете (и без посторонней указки), ответьте более спокойно: «Да, я понимаю». Это своего рода компромисс, который, по сути, выгоден обеим сторонам. А превращать работу в поле боя — не самая зрелая идея.
3. Не впадайте в паранойю
Весь мир против вас! Всё человечество неотступно следит за вами, чтобы подловить на любой небольшой оплошности. Ваше пятиминутное опоздание парализовало работу всего мирового сообщества (в лице ваших коллег, естественно), а начальник попросил зайти к себе. И вот сейчас в «овальном кабинете» решается, что вас ждёт — выговор, увольнение или смертная казнь. Стоп! Ощущение неуверенности и недоверия к окружающим абсолютно естественно в такой момент, но справиться с ним можно только логическими рассуждениями. Наверное, если человек тратит время на то, чтобы указать на ваши недочёты в работе, значит, он заинтересован в вас и вашем развитии. Что плохого в желании начальника, чтобы его сотрудники совершенствовали свои профессиональные и личностные навыки? Тот же мотив и у близких людей, которые позволяют критические замечания в ваш адрес. Вместо того чтобы злиться на них, лучше подумайте — говоря это, вряд ли ваши близкие хотят вас обидеть или ранить. Они доверяют вам, искренне рассчитывая быть услышанными. Они видят в вас человека, с которым можно абсолютно свободно обсуждать любые темы. Так не осуждайте, а главное — не разочаровывайте их.
4. Не извиняйтесь
Конструктивная критика нацелена не на то, чтобы вас унизить или заставить чувствовать себя виноватым, а на то, чтобы вы что-то изменили в своей работе или в своём поведении. И просить прощения за недочёты, на которые вам только что указали, не только ни к чему, но и просто неуместно. Этими извинениями вы сами себя принижаете и показываете себя нерешительным и неуверенным человеком. Конечно, если кто-то пострадал из-за вашей ошибки, или вы ненароком кого-то обидели, то следует извиниться. Но всегда помните: лучший ответ на критику — это действие. А если вы всё-таки считаете нужным показать, что услышали и поняли, что от вас хотят, скажите об этом прямо, а не извиняйтесь.
5. Не будьте излишне строги к себе
Хотите вы этого или нет, но с критикой вам предстоит сталкиваться ещё очень и очень много, причём не только на работе, но и у себя дома. И если у вас нет ни малейшего желания утонуть в обидах и взаимных придирках, постарайтесь быть чуточку добрее и к себе, и к окружающим. Так вы не только перестанете переживать из-за критики в свой адрес, но и сами, решая поделиться с другим человеком мыслями на его счёт, будете более аккуратны в высказываниях. И всё-таки если близкий человек просит вас что-то изменить, значит, вы ему очень дороги. Он заинтересован в том, чтобы вы стали лучше. Так почему бы не попробовать?