Алексей Иванов и Александр Смирнов, создатели YouTube-канала «Бег вреден», в каждом своём ролике доказывают: спорт — это очень круто и очень весело. Именно поэтому мы решили расспросить Алексея о том, как пробежать всю Москву (от МКАД до МКАД), зачем ставить машину подальше от подъезда и для кого бег всё же вреден.

Почему похудение — плохая цель

— Так получилось, что долгое время моим главным увлечением были мотоциклы (первый мне подарили аж в 14 лет). Ездил я действительно много — в год преодолевал около 30 000 километров. Здесь важно сказать, что мотоциклисты — это люди, которые хоть и заботятся о собственном внешнем виде (довольно специфическом), но за своим здоровьем не следят вообще. Большую часть времени они проводят в седле, едят высококалорийную пищу и отдыхают в барах. Я не стал исключением и в результате за несколько лет сильно поправился — мой вес достиг 115 килограммов (при норме 85). Но так как мои друзья выглядели примерно так же, как и я, меня всё устраивало.

— Мне было тяжело ходить — я парковался прямо у подъезда, дома либо сидел, либо лежал. Каждое утро садился на мотоцикл и ехал на работу. И там опять сидел. Как я успел заметить, 80% людей в России делают то же самое — сводят все движения к минимуму. При наличии пустого паркинга в ста метрах от дома они дерутся за парковочное место у подъезда.
Однажды утром, когда я лежал на диване с чашечкой чая и плюшкой, у меня закончился чай. Я встал с дивана, налил себе ещё и… устал. В субботу. В 11 утра. Устал. Тут-то и пришло осознание: происходит что-то неладное. В тот же день я надел кроссовки и пошёл бегать. Это выглядело очень смешно, потому что пробежав три километра, я почувствовал себя нехорошо. Однако не остановился — перешёл сначала на шаг, а потом опять на бег. Я стал устраивать себе такие пробежки и устраивал их до тех пор, пока у меня не начались проблемы с коленями — неудивительно, ведь я всё делал неправильно. По совету опытных друзей я нашёл тренера и продолжил тренировки. Вес стал потихоньку уходить, но у меня заболели суставы. Тогда мой друг сказал: «Лёш, это не проблема. Если не можешь бегать — крути велосипед». А что, хорошая идея — подумал я и купил велосипед. Начал крутить педали, чуть реже бегать, но вскоре у меня разболелись связки. Тогда мой друг опять пришёл на помощь: «Тебе необязательно всё время ездить на велосипеде и бегать, ты можешь плавать». Хорошо. Я занялся плаванием. Так, сам того не замечая, я научился бегать, плавать и ездить на велосипеде.

А вот триатлоном я занялся позже — после того, как на дне рождения друга познакомился с Витей Жидковым и с другими жизнерадостными, стройными (это важно) людьми. Мой друг тогда сказал — ты просто обязан поехать с ними в спортивный лагерь на Майорке и там же сделать свою первую «половинку» IRONMAN. Я согласился. Несмотря на то что подготовка к гонке длилась всего четыре месяца, моя жизнь за это время круто изменилась — я похудел на 30 килограммов, перестал парковаться у подъезда и пересел на скутер BWW (понял, что хочу приезжать на работу чистым). Я почувствовал себя по-настоящему спортивным и энергичным человеком.

После первой «половинки» я понял: заниматься спортом для того, чтобы похудеть, слишком просто. Это какая-то примитивная цель — всё равно что мечтать хорошо чистить зубы. Иди да и чисти. В чём проблема? Нет, тренироваться нужно для того, чтобы кайфовать на стартах и проходить все испытания с удовольствием. Спорт как хобби, спорт как туризм — вот что мне близко. Я за то, чтобы человек, приезжая в другую страну, не пил алкоголь и не отлёживал бока на пляже, а принимал, например, участие в каких-то местных соревнованиях. Таким образом он сможет узнать и почувствовать больше, чем если бы изучал город сквозь окно автобуса.

Зачем всё время бежать направо

Когда я стал общаться с триатлетами, я познакомился с Сашей, будущим соавтором блога «Бег вреден». У него, кстати, была похожая ситуация с похудением, только он выглядел ещё хуже, чем я. Так вот, один раз, когда мы с Сашей делали длительную беговую тренировку, я случайно взял с собой камеру — просто поснимать. Видео, которое в результате получилось, мы залили на YouTube. И каково было наше удивление, когда незнакомые люди стали писать нам что-то в ответ. Мы подумали — а что, было бы неплохо записывать ролики на основе наших спортивных приключений. Прежде всего чтобы стимулировать себя. Ведь так ты думаешь о том, как лучше снять, а не о том, что тебе ещё три часа бежать.

И вот однажды, когда мы готовились к Байкальскому ледовому марафону (атлеты бегут по замёрзшему Байкалу из Бурятии в Иркутскую область), мы пришли к выводу: нам нужно потренировать бег по льду. Стали думать, как это осуществить, и придумали. Придумали пробежать вокруг Плещеева озера. Приехали туда и начали тренироваться. В результате получился такой силовой бег: с одной стороны — сугробы, с другой — незамёрзшая вода (в некоторых местах мы просто проваливались под лёд). Но тем не менее мы пробежали 27 километров, сняли ролик и были счастливы.

— Мы придумали рубрику Run To Zero, по аналогии с выражением set to zero — такая отсылка к белым воротничкам с Уолл-стрит. Они неделю вкалывают, а потом идут в бар и до утра там зажигают. Они как бы обнуляются, приходят в себя. Мы решили делать нечто похожее, только вместо бара — бег.
Мы прикинули: человек всё равно тратит на тренировку довольно много времени — встаёт за два часа, потом ещё два часа едет, тренируется, затем принимает душ, переодевается, едет обратно домой. Получается семь часов в день, а где день, там и сутки. Почему бы просто не полететь куда-нибудь и не побегать там? Так — помимо бега — вы ещё что-нибудь увидите. Кроме того, это отличный повод побывать в интересных городах, в которые, возможно, вы специально и не поедете. Первым мы нашли старт Ice Onego в Петрозаводске — сели на поезд, пробежали по Онежскому озеру 21 километр и утром вернулись в Москву. У нас получилась классная тренировка — мы подготовились к Байкалу, отдохнули и узнали много нового о Карелии. Такой мини-отпуск.

Сейчас это одна из наших стратегий — мы выезжаем куда-то, делаем там что-то спортивное, возвращаемся и об этом рассказываем.

— Мы решили, что просто купим самые дешёвые билеты на ближайший рейс, сядем в самолёт и когда выйдем из аэропорта побежим направо. В лес, куда угодно, главное — направо. Если всё время поворачивать направо, рано или поздно вернёшься к аэропорту.
Я стал искать интересные места, где можно просто бежать направо, и совершенно случайно узнал о Куршской косе — заповеднике, который тянется от Калининградской области до Клайпеды (это уже Литва). Весь прикол в том, что длина этой косы составляет почти 100 километров — 48 километров по российской территории, 50 — по латышской. Нам показалось, что это ну очень необычное место для бега. Только представьте: узкий песчаный перешеек (не больше 300 метров в ширину), с одной стороны — озеро, с другой — море.

Мы посчитали: чтобы пробежать Куршскую косу от начала и до конца, нужно бежать в течение дня и иметь в запасе хотя бы 12 часов — неизвестно, сколько времени придётся провести на границе. Мы выбрали день, взяли билеты и полетели. Самым смешным во всём путешествии стал тот факт, что погранпереход оказался возможен только на машине — пешком перейти границу ну никак нельзя. И пока мы бежали, кто-то сообщил пограничникам, что в сторону российской границы двигаются два странных человека с рюкзаками и камерами. За 15 километров нас остановили. Мы рассказали пограничникам о своей цели, но в ответ услышали, что у нас ничего не получится и что больница, вообще-то, в другой стороне. Когда мы всё-таки добрались до КПП, нам пришлось поймать машину (не без труда), чтобы пересечь границу и бежать дальше. Но дальше, увы, нас ждали проблемы с полицией — бежать по шоссе тоже оказалось нельзя, а обочины не было, только кусты. В итоге нас то и дело сгоняли менты, но мы всё равно потом опять выходили на дорогу. Ближе к вечеру мы поняли, что уже не успеваем финишировать до темноты — фонариков у нас не было. Когда солнце садилось, мы забежали в посёлок (до конца косы оставалось 15 километров) и, посовещавшись, решили, что не будем рисковать и сойдём с дистанции.

— Хорошо, когда в команде есть два мнения — можно всё обсудить и принять правильное решение. Снимая видео или участвуя в соревнованиях, мы всегда слушаем друг друга — никто не пытается перетянуть одеяло на себя.
В какой-то момент, снимая ролики о всевозможных соревнованиях, мы подумали: а почему бы нам самим не начать пробовать разные виды спорта и не рассказывать о своих впечатлениях зрителям? Бег, плавание и велосипед позволили нам развить организм до невероятных высот — по идее, мы можем заниматься практически чем угодно. В результате мы попали в такую медийную среду, которая, раскручиваясь, начала давать нам всё новые и новые возможности. Например, мы познакомились с ребятами, которые устроили нам приглашение на сборы олимпийской команды по академической гребле. Мы приехали к ним на Валдай — нас посадили в лодку, покатали и обо всём рассказали. Уехали мы оттуда уже гребцами.

У нас очень много приглашений. В ближайшее время мы будем пробовать самые разные виды спорта — от лыж до синхронного плавания. Так что следите за обновлениями.

— Мы не думаем о спортивных достижениях и результатах, наша главная цель — рассказывать зрителям, как здорово участвовать в соревнованиях и как классно можно проводить время. Мы пытаемся вдохновить людей. Судя по отзывам, у нас это получается.
Однажды, когда у нас был завал на работе и мы не могли никуда выбраться, мы решили устроить себе трейловый забег по городу. Точнее, мы решили пробежать всю Москву — с востока на запад. Дворы, сады, МКАД — плевать, что попадётся пути. Главное условие — бежать. Плюс мы бросили клич, чтобы все желающие могли к нам присоединиться. В результате всё получилось очень круто. Благодаря этому приключению мы убедились, что люди, которые пишут комментарии под нашими видео, реально существуют. Более того, иногда они дают очень интересные советы.

С этими людьми мы общаемся и вместе растём.

Бегать по одному и тому же маршруту неинтересно. Люди, которые говорят, что любят бегать по набережной, видимо, бегают по ней раз в месяц. Если человек преодолевает в месяц хотя бы 200 километров, совсем скоро он эту набережную уже будет ненавидеть.

Мы не одержимые психи, мы нормальные — у нас даже есть семьи. Правда, когда наши близкие выступают против шестичасовых тренировок, довод «я видосики делаю» помогает (но я потом всё равно слышу фразу — «Ты сорокалетний мужик, какие видосики»). Тем не менее у нас есть определённые обязательства, например наш канал, — мы должны радовать подписчиков новыми видео, а чтобы это делать, нужно прежде всего оторвать жопу от дивана. Это вообще наш девиз: если ты что-то задумал, не скипуй — оторви жопу от дивана и делай. Всегда лучше делать, чем не делать вообще ничего.

И да, бег вреден — вреден для тех, кто им не занимается. Если вы лежите на диване, бег на сто процентов вреден. А если вы не согласны, значит вы уже бегаете.