Потерять возможность тренироваться на свежем воздухе для любого бегуна — тяжёлое испытание. Но как переживают это время те, для кого бег — дело всей жизни? The Challenger поговорил с профессиональными легкоатлетами из России о том, как они тренируются во время пандемии.

Елена Коробкина

Чемпионка России в беге на 10 000 м и в полумарафоне-2019

— Я живу в Московской области, возле моего дома есть лес, бегаю там. В основном в спокойном темпе, могу делать ускорения внутри кросса. Но это, конечно, далеко не те тренировки, которые должны были быть в этот период. Бегаю шесть раз в неделю, после пробежки занимаюсь дома. Объём бега снизился значительно — раньше я делала по две беговых тренировки в день, сейчас ограничиваюсь одной.

Из тренировочного процесса совсем пропали быстрые и тяжёлые тренировки, пропал бег на стадионе. Это связано не только с самоизоляцией, но ещё и с тем, что готовиться пока не к чему. Неизвестно, когда снова начнётся соревновательный сезон. Нет смысла делать скоростные работы. 

Как и у многих других, дома у меня много ОФП. Пыталась бегать по ступенькам в подъезде, но поняла, что мне это не подходит. Стараюсь качать пресс, делаю упражнения, которые раньше никогда не пробовала — с подручными средствами или с резинкой, много прыжков, приседаний. Открываю в себе новые способности.

Надеюсь, при помощи ОФП мне удастся проработать свои слабые стороны. Для моей дистанции (бег на 10 000 м. — Прим. ред.) не стоит перекачиваться, как это делают спринтеры или спортсмены из технических видов (в лёгкой атлетике это прыжки и метания. — Прим. ред.), поэтому я стараюсь не увлекаться упражнениями. 

Не могу сказать, что мне нравится ОФП. Но такие тренировки определённо хорошо отражаются на фигуре. Я открыла для себя много разных упражнений на пресс, раньше я о них не знала. Корпус в беге важен, он должен быть сильным. Спину, пресс и стопы нужно укреплять всем. Сейчас я это всё проработаю, а когда нас выпустят из изоляции, займусь именно беговой работой. 

Я спокойно отношусь к тому, что нет возможности полноценно тренироваться — скорее всего, раньше августа никаких стартов не будет, а обычно для подготовки мне хватает двух-трёх месяцев.

— Нет смысла выходить на пик формы в июне-июле, если не будет соревнований. Сейчас мне нечего терять, на пик я выйти не успела.
Если всё это затянется ещё на месяц-полтора, то, наверное, придётся начинать с нуля. Но я себя успокаиваю тем, что все в одинаковых условиях, и всё это покажет, кто более дисциплинированный и кто сможет выйти из ситуации с минимальными потерями, проявит характер. 

Тем, кто сидит дома, я советую не расстраиваться, не грустить и продолжать заниматься ОФП. Сейчас столько программ, многие тренируются онлайн. Укрепляйте свои слабые стороны, делайте то, на что раньше не хватало времени. Можно заняться своими болячками, травмами, подлечиться, почитать книги по физиологии. Нужно извлекать из этого времени пользу, чтобы выйти из самоизоляции намного лучше, чем вы были до этого.

Владимир Никитин

Рекордсмен России на дистанциях 1500 и 3000 м в помещении

— Ситуация не из приятных. Я даже не мог предположить, что такое возможно: всех спортсменов разогнали по домам, все легкоатлетические базы закрыли до 1 июня. Если бы не пандемия, сейчас я бы был на сборах в горах. Но коронавирус изменил все планы на летний сезон. 

Стадионы и другие спортивные объекты в Перми (Владимир живёт и тренируется там. — Прим. ред.) тоже закрыты, остался парк, но там патруль. Знаю, что спортсмены находят выход и втихаря тренируются — кто-то рано утром бегает, кто-то, наоборот, поздно вечером. Повезло тем, у кого есть дача или лес рядом с домом. 

Я перебрался на свою родину, в деревню в Кудымкарском районе, в 200 км от Перми. Спокойно бегаю, меня никто не тревожит. Тренируюсь два раза в день, вкладываю все силы в то, что могу делать в этих условия — на прошлой неделе набегал 160 километров. Недавно делал ускорения в горку, 20 раз по 200 метров. Добавляю темповой бег, быстрые отрезки по 2 км, переменный бег 1000/1000. Делаю много упражнений дома — на пресс, спину, с резинками. Конечно, эффект от этого далеко не такой, как от сборов в горах.

Самое сложное — тренироваться, когда нет мотивации. Неизвестно, когда возобновятся старты. Даже федерация (лёгкой атлетики. — Прим. ред.) не знает, какой будет календарь, когда откроется сезон. Все мировые спортивные мероприятия — чемпионаты мира и Европы — перенесли, но это не значит, что они состоятся осенью. Неопределённость очень давит психологически. Но я всё равно выхожу на тренировки, даже через не хочу. Главное — терпение. 

После зимнего сезона у меня была отличная форма, и я даже не успел её полностью потерять. 

— Если карантин затянется ещё на пару месяцев, бегуны почувствуют, что теряют физическую форму. Оставаться в форме до зимнего сезона будет крайне тяжело. 
Не думаю, что запреты в том виде, в котором они введены, эффективны — народ дома не сидит. На неделе я ездил по делам в Пермь: ужасные пробки в городе, люди гуляют без масок. Карантин не идёт горожанам на пользу — все устали. Людей штрафуют, это несправедливо, ведь многих уволили, сократили, снизили зарплаты — как им выживать?

Сейчас главное — не паниковать, держать себя в руках, соблюдать нормы для уменьшения риска заражения: обрабатывать руки, носить маски, где необходимо, во время кашля и чихания закрывать нос и рот салфеткой, избегать контактов, держаться на расстоянии 1,5-2 метра. Рано или поздно пандемия закончится. Просто пока мы не знаем, когда именно.

Мария Осокина

Рекордсменка трассы международного марафона «Белые ночи»

В Перми (здесь живёт и тренируется Мария. — Прим. ред.), как и в Москве, запрещены занятия спортом на улице. Наши любительские школы бега даже писали петицию губернатору и министру здравоохранения с просьбой разрешить одиночные пробежки, но реакции на неё пока не последовало. 

В парке, где обычно тренируется большинство бегунов, дежурит полиция. Поначалу нас не ограничивали, но сейчас полицейские стоят на нескольких входах в парк. Чтобы не привлекать внимания, пробираюсь внутрь по неприметным тропинкам. Однажды меня остановили во время длительной пробежки, спокойно выслушали объяснения, штраф не выписали.

Если захотеть, можно найти возможность бегать не только кроссы, но и полноценные тренировки — я знаю, где внутри парка есть асфальт, там делаю скоростные работы, отмеряю дистанцию с помощью спортивных часов. Стадиона, конечно, не хватает, он сейчас закрыт. Но ко всему можно привыкнуть.

Я стала обращать больше внимания на ОФП, упражнения на укрепление стоп. Время позволяет, можно час-полтора позаниматься тем, чему раньше уделяла недостаточно внимания. 

Мой подход — искать способы тренироваться. Я считаю, что если у человека есть желание, он найдёт выход из ситуации. Нам всем нужен свежий воздух, и дышать в форточку — не лучший вариант. Хотелось бы выходить на улицу, бегать недалеко от дома, выезжать за город, искать места, где можно бегать.

— Если карантин затянется, я уеду в какую-нибудь деревню, где есть леса или поля. Сидеть без тренировок и ждать, когда разрешат, для меня не вариант. 
Буду в любом случае искать возможности. Долго без тренировок я прожить не смогу.

Артём Алексеев

Рекордсмен трассы Московского марафона

— Я готовился к чемпионату России (по марафону, который должен был состояться 4 апреля в Сочи. — Прим. ред.) с сентября. У меня не было ни одного серьёзного срыва в подготовке, с сентября я не пропустил ни одной «работы» (скоростные интервальные тренировки. — Прим. ред.), ни одного длительного кросса. Был на сборах в Киргизии, затем 19 марта приехал в Сочи. Но всё сорвалось. Так как марафон отменили, я немного сбросил подготовку, оставил только кроссы. 28 марта вернулся в Уфу, отбыл карантин, затем потихоньку начал снова бегать. Физическую форму немного подрастерял, набрал пару килограммов. 

В Уфе жёстко всё контролируется, поэтому я со всей семьёй уехал в небольшой городок Мелеуз за 200 км от дома. Здесь введён режим самоизоляции, уезжаю в поля и бегаю там. Мешает сильный ветер, но всё-таки можно делать тренировки. Если бы не было пандемии, я, наверное, был бы сейчас на сборах в Кисловодске. 

Втягиваюсь в тренировочный процесс без спешки, примерно так, как делал бы после марафона. Бегаю по 140–150 километров в неделю. Кроссы длиннее 22 километров не делаю. Иногда быстрые отрезки по 1000 м или длинные куски по 5 км получается бегать. На ОФП немного забил. 

Непонятно, когда и где будет следующий старт, и это немного расслабляет.

— Продолжать пахать и пахать бесконечно — не выход, ведь так можно вымотаться ещё до старта. Надо поддерживать себя тренировками, тогда будет несложно вернуться на прежний уровень. 
Сейчас всем нужно сохранять спокойствие, двигаться и в то же время не нарушать режим самоизоляции. Но двигаться в любом случае надо, сидя дома без движения можно совсем растерять форму. 

Сардана Трофимова

Трёхкратная чемпионка России на марафоне

— Я сейчас дома, в Якутске, тренируюсь на беговой дорожке. Пока что режим самоизоляции для меня не критичен, так как соревнования отменены, да и текущий период в моей подготовке в любом случае должен был быть восстановительным — когда нет тяжёлых тренировок, есть только спокойный бег. Если бы чемпионат России по марафону состоялся, я бы сейчас точно так же бы отдыхала после него — бегала бы тихие кроссы. Так что пока по моим тренировкам эта ситуация не ударила, всё идёт, как планировалось. Но надеюсь, что пандемия скоро закончится и я начну полноценно готовиться к стартам. 

Конечно, бег в помещении не сравним с бегом на улице — там хорошая погода, свежий воздух. Когда я тренируюсь на дорожке, мне кажется, что я бегу быстро — по ощущениям и пульсу это тянет на темп 4:40 мин/км, а дорожка показывает 5:30 мин/км. Нагрузка на ней больше, и нет такого удовольствия, как от бега на свежем воздухе.

Максимальная скорость моей домашней дорожки — 13 км/ч (4:36 мин/км, при том что личный рекорд Сарданы на дистанции 42,2 км — 2:24:38, то есть со средним темпом 3:25 мин/км. — Прим. ред.), но я пока не ставила такую — возможно, с непривычки мне кажется это слишком быстрым. Объём бега сейчас небольшой — 70–80 км в неделю.

Помимо лёгких кроссов уделяю внимание ОФП. Специальных тренажёров не использую, большая часть упражнений в моём арсенале — с собственным весом.

Если режим самоизоляции продлят, буду искать варианты — Якутия большая, я могу уехать в деревню, где буду спокойно бегать, ничего не нарушая. Хочу выступить на Омском марафоне в августе и участвовать в осенних стартах.

— Трудности — это проверка наших нервов, мотивации, стремлений и силы воли. Желаю всем пройти её достойно.