Ежегодно в последнюю пятницу ноября магазины по всему миру объявляют сумасшедшие скидки на свои товары. Удержаться и не купить ещё одни джинсы или новый гаджет невозможно — это же так выгодно! Но Ксения Фатьянова, психолог платформы корпоративного благополучия «Понимаю», сейчас объяснит, почему это не в ваших интересах.
Призывы купить побольше в «чёрную пятницу» сложно игнорировать, тем не менее некоторым это удаётся. Энтузиасты разумного потребления не только не тратят на скидках ни копейки, но и считают последнюю пятницу осени днём негласного протеста против лишних покупок. Так они поддерживают энафизм —   теорию о том, что излишнее потребление не делает человека счастливее и даже негативно влияет на его ментальное здоровье.

Осознанность в тренде

Мы живём в системе избыточного потребления и вещизма. Навязчивая реклама побуждает нас покупать даже те товары, которые нам не нужны, — и в результате вещи начинают занимать слишком много места в доме и голове. Шопоголизм провоцирует захламление. А если человек не способен справиться с собственным скарбом и вещей становится всё больше, у него физически не остается сил и времени думать и заботиться о себе. Когда вещи правят бал, внимание к ментальному состоянию отходит на второй план. Фактически происходит подмена понятий. Вместо того чтобы подумать, что хорошо с точки зрения души и психологического здоровья, люди уходят в формат потребления, когда вещи в приоритете, ведь о них заботиться проще. К счастью, идея ответственного потребления постепенно вытесняет бездумный консьюмеризм, а масс-маркету начинают противостоять этичные марки.
 

Ксения Фатьянова

психолог платформы корпоративного благополучия «Понимаю»
— Одной из основательниц такого направления, как энафизм (осознанное потребление), стала Мари Кондо. Это японская писательница, специалист по наведению порядка в доме, консультант и автор книг по организации домашнего быта. Основа её подхода — идея, что нам нужно гораздо меньше вещей, чем у нас есть. Соответственно, когда количество предметов одежды и быта уменьшается, освобождается и физическое пространство, налаживается душевный контакт с самим собой. Тогда вещи служат человеку, а не человек вещам. Это даёт осознанность и свободу.

В целом энафизм призывает меньше тратить и сдерживать демонстративное потребление. Расхламление — это одна из практик осознанности и полезный навык заботы не только о себе, но и об окружающих. Вы можете подарить вторую жизнь своим вещам, передавая их в различные центры и проекты помощи малоимущим, таким образом совершая доброе дело и очищая пространство, чтобы жить в гармонии с собой.

Качество важнее количества

Человеческая психика ежедневно подвергается серьёзным нагрузкам: нам приходится ежеминутно принимать слишком много решений, справляться с потоком информации и картинками часто недосягаемого уровня жизни. Чувство вины и стыда, неудовлетворённости, которые могут привести и нарушению ментального здоровья, проявиться, например, в депрессии или тревожном расстройстве, случаются всё чаще. Тенденция к осознанному потреблению становится более явной, поскольку люди понимают, что рациональный подход к использованию окружающих благ и соответствующее мышление позволяют справляться с повседневными перегрузками и оставаться в балансе. Осознанность становится точкой опоры.
 

Ксения Фатьянова

психолог платформы корпоративного благополучия «Понимаю»
— Возможность посмотреть на то, как живут другие люди, может плохо отражаться на ментальном здоровье. Например, если женщина в сложном финансовом положении следит за аккаунтами успешных достигаторов, такой контент может оказать не мотивирующий, а обратный эффект. Одна из частых рекомендаций психологов — это очистка новостной ленты в соцсетях. Для сохранения ментального здоровья следует исключить раздражающие факторы. Полезно отписаться от источников, которые становятся триггерами и повышают тревогу, и поддерживать порядок в своих подписках. Добавляя новый источник информации в свою жизнь, проверьте, чтобы он не оказался вредным «фастфудом».

В последние годы всё популярнее становится digital-детокс. Цифровое перенасыщение заставляет аудиторию в прямом смысле отключаться от информационного потока и ограничивать экранное время. Полезный тренд, позволяющий сконцентрироваться на себе, а не на информации извне. На смену годовым залежам вещей приходит экологичное потребление и тренд на минимализм. Но важно понимать, что быть ответственным — это не только сохранять вещи, которые радуют годами. Это касается всех сфер нашей жизни. Фильтрация цифрового контента, взвешенный подход к приготовлению еды, а также раздельный сбор мусора — важный вклад не только в будущее планеты, но и в своё здоровье.

Всё начинается с детства

Следуя энафизму, можно остановить бесконечную и бессмысленную гонку, почувствовать радость бытия и ощутить удовольствие от нужных приобретений, ведь смысл жизни не в потреблении и демонстрации благ.
 

Ксения Фатьянова

психолог платформы корпоративного благополучия «Понимаю»
Реальную ценность представляют дела человека и люди вокруг него. Энафизм не означает отказ от любых приобретений. Современные ответственные покупатели стараются в первую очередь избегать лишних покупок и активнее брать необходимые вещи в аренду. 

Каршеринги — идеальный формат ухода от чрезмерного потребления, а сервисы, где, например, возможно взять в аренду строительные инструменты или смокинг, способствуют многократному использованию вещей и адекватному потреблению. Желание ремонтировать старые вещи, покупать их на вторичном рынке или делать выбор в пользу товара более этичного производителя — всё это сегодня становится трендом, который нужно развивать. Если это не начнём делать мы, то в какой экологической обстановке будут жить наши дети? Осознанное потребление и экологичность — то, чему важно уделять внимание с раннего возраста, чтобы такой стиль жизни стал нормой.