Какие бывают жалобы и что за ними стоит

- в первом случае человек стремится найти решение проблемы и избавиться от беспокойства, жалоба приводит к изменению ситуации;
- во втором случае жалобы помогают снять эмоциональное напряжение, но ничего не меняют в жизни человека;
- в третьем случае цель жалобы — манипуляция и достижение желаемого через привлечение внимания.
Жалобы, которые помогают найти решение проблемы
Самая распространённая классическая жалоба — это выражение глубокого недовольства, дискомфорта и опасений за будущее, когда в жизни человека есть для этого реальные причины. В таком случае жалоба — крик о помощи.

Жалобы, которые ничего не меняют
Жалобу часто используют как способ избавиться от негатива — невозможно же всё держать в себе, поэтому вместе с нытьём мы изгоняем страдание и разочарование, получая облегчение от одной лишь возможности высказаться. При этом важно понимать, что жалующийся вовсе не ожидает от других помощи и решения проблемы. Иногда достаточно просто выпустить пар. Другое дело, что иногда это необходимо, чтобы не сойти с ума. Например, уход за парализованным — казалось бы, изменить ситуацию невозможно, поэтому остаётся только жаловаться. Но на самом деле решение существует: нанять сиделку на час или попросить присмотреть за вашим близким соседку и пойти погулять. Таким образом можно заменить неконструктивную жалобу «как меня всё достало!» на конструктивную: «как меня всё достало — подмени меня на час».
Лоран Бом
лайфкоуч, историк, яхтсмен из ФранцииЖалобы, от которых становится только хуже

Что делать, если вам кто-то постоянно жалуется
- Установите границы. Если вам неприятно, больно и некомфортно, не общайтесь. Если возможности прекратить общение нет, минимизируйте его. Если и это не получается, ограничьте уровень своей эмоциональной вовлечённости. Человек ноет, вы слушаете и киваете, оставаясь спокойным.
- Не бросайтесь искать решения. Не надо никого спасать. Возможно, человеку важно просто выговориться. Выслушайте, посочувствуйте, идите своей дорогой. Если нужно практическое решение, вам об этом сообщат.
- Не будьте донором. Никто не сможет воспользоваться вашим ресурсом, если вы сами этого не позволите. Если подруга звонит исключительно ради того, чтобы слить негатив, а мама вечно всем недовольна и ежедневно треплет вам нервы, подумайте, почему эти люди так себя ведут. Возможно, ими движет искренняя тревога за вас, а возможно, зависть к вашему благополучию. В зависимости от причины выберите и свою реакцию — от вежливого «сочувствую, но мне некогда» до тёплого и эмпатичного «мама, ты вырастила умную дочь, не волнуйся».

Как перестать жаловаться
- Признайте наличие проблемы — ведь если вы жалуетесь, значит, причина действительно есть.
- Попробуйте понять, что беспокоит вас на самом деле. В основе каждой «хитрой» жалобы лежит эмоция. Что это — страх, гнев или грусть?
- Какую цель вы преследуете жалуясь? Чего хотите от окружающих: внимания, любви, реальной помощи или просто сочувствия? Научитесь выражать свои потребности понятным языком, и тогда окружающие смогут вам помочь.
- Обзаведитесь группой поддержки. Найдите людей, готовых вас поддержать, не обесценивая и не подавляя. Но будьте готовы оказать такую же услугу. Позитивная энергия должна циркулировать, ведь невозможно постоянно брать, ничего не предлагая взамен.
- Подойдите к решению проблемы конструктивно. Подумайте, что можно реально изменить в вашей ситуации. Ведь глупо надеяться на разный результат, не меняя алгоритм действий.
Счастье — это выбор и каждодневный труд. Но помните, что окружающие — ваше зеркало. Они вернут вам то, что вы им принесёте. Нам хочется идти навстречу весёлым и активным людям, мы убегаем от тех, кто скулит и остаётся пассивным. Приложите усилия, и вы заметите, как жизнь меняется к лучшему.
Лоран Бом
лайфкоуч, историк, яхтсмен из ФранцииКогда я был менеджером, я навязал своим сотрудникам правило: вы можете жаловаться лишь при условии, что предложите варианты решения проблемы. Количество желающих поныть резко сократилось, а те, кто действительно хотел перемен, объединились в команду, способную сдвинуть горы.