Открыть своё дело всегда непросто — появляются сомнения и вопросы. The Challenger попросил бизнесвумен Александру Шафорост — главного исполнительного директора компании «Общество с натуральным вкусом #1» — рассказать, на что важно обратить внимание новичкам в начале пути.

1. Не планируйте, а делайте

Перестаньте досконально прописывать грандиозные планы завоевания мира — начните делать хоть что-то. В процессе будет раскрываться реальность проекта, а не теория. Многие пытаются создать бизнес-план на пять лет вперёд, а потом выясняется, что к реальности всё это имеет очень слабое отношение.

Более эффективно — набросать пошаговую инструкцию: что действительно нужно сделать для начала бизнеса. И только после первых 3—6 месяцев написать реалистичный план на год или несколько сценариев на три года (пессимистичный, нормальный, супероптимистичный).

2. Заложите бюджет на дополнительные расходы

Начиная свой бизнес, не забывайте, что на этом не заканчивается ваша личная жизнь, вернее, расходы на неё. В бизнес-плане должны быть учтены расходы на квартиру, еду, личные вещи. Новичкам я всегда советую держаться за работу в офисе до последнего, а оставшиеся 16 часов в сутки тратить на свой проект.

Следует подумать и о не самых очевидных расходах: на логистику, бракованный товар, подстраховаться на случай задержки платежей или даже потери денег.

3. Не бойтесь трудностей

Может оказаться, что многие страшилки — легенды из прошлого. Например, не нужно бояться государственных инстанций, лучше самостоятельно изучить все правила — вот увидите, всё не так сложно.

Если говорить об индустрии еды, считается, что невозможно получить декларации (документы, которые позволяют официально продавать продукты. — Прим. ред.), но на деле это несложно, а если проштудировать Интернет, можно ещё и сэкономить.

4. Погрузитесь в каждую деталь вашего бизнеса

Возможно, у вас будут консультанты, внешние бухгалтеры и юристы, но всё равно вы должны разобраться самостоятельно — чтобы понять, насколько они компетентны.

При выборе подрядчиков бывает полезно иметь вид знатока, задать несколько детальных вопросов, чтобы создать впечатление, что контролировать ситуацию будете вы, а не подрядчик.

5. Обсуждайте стартап с разными людьми

Родители и лучший друг, вероятно, вас похвалят, но не смогут задать каверзные вопросы, поэтому обсуждайте бизнес с друзьями, коллегами, экспертами. Из их мнений можно сложить довольно прочный план и избежать хотя бы ста ошибок из тысячи — они обязательно будут.

Бывает полезным показывать тестовый экземпляр вашей продукции случайным людям и прислушиваться к их комментариям — так у вас будет больше шансов создать востребованный продукт.