Работа в офисе отнимает много времени, каждый день приходится общаться с коллегами. Что делать, если отношения с ними никак не удаётся наладить? Разбираемся вместе с практикующим психологом и членом команды лидеров мнений Monstars People Каринэ Аванесян.
Учёные из Гарвардского университета на протяжении 80 лет наблюдали за людьми и пришли к выводу, что общение помогает жить дольше и счастливее. Но иногда отношения с коллегами не складываются. В рабочем коллективе — люди с совершенно разными характерами и темпераментами, с разными увлечениями и взглядами. Порой не так просто найти «родную душу» за соседним столом опенспейса. И нужно ли это? 
 

Каринэ Аванесян

практикующий психолог, член команды лидеров мнений Monstars People
— Обычно в коллективе люди разбиваются на группы. Они вместе ходят на обед, общаются в перерывах, создают общие чаты. Но кто-то обязательно остаётся за бортом, не попав ни в одну из неформальных групп.

На рабочем месте люди испытывают одиночество, потому что пытаются смешать понятия «работа» и «дружба». Это две совершенно разные сферы. Да, порой они пересекаются, но это скорее исключение, чем правило. Офис — прежде всего место работы. И главная задача — работать, а не дружить. Работа — лишь одна из сфер жизни, наряду с отношениями, семьёй, друзьями, хобби, путешествиями. Человек, у которого есть друзья вне работы, прекрасно чувствует себя в любом коллективе. Он знает, что за пределами офиса — люди, которым он интересен. Он не пытается найти любовь и признание среди коллег, у него нет в этом необходимости.

Не пытайтесь соединить работу и дружбу. Чтобы меньше чувствовать одиночество, выстраивайте дружественные связи вне офиса, а на работе прокачивайте свои профессиональные навыки.

На новой работе люди часто чувствуют себя потерянными и одинокими, это нормально. Неважно, сколько вам лет и насколько хороши наши навыки общения. Большинству всё равно требуется время на адаптацию. Обычно на это уходит от трёх месяцев до полугода. Именно поэтому в компаниях существует испытательный срок. В этот период вы не только демонстрируете свои навыки, но и успеваете понять, комфортно ли вам работать в компании. Задуматься стоит тем, кто работает в коллективе не первый год, но всё равно чувствует себя чужаком. 

Проблема одиночества на работе зависит не от размера компании, а от стечения обстоятельств. В маленьком офисе из пяти — десяти человек нет выбора, с кем общаться. В большом — людей так много, что обычно общение ограничено командой из нескольких коллег. Если вы не испытываете особой потребности заводить дружбу с коллегами, не ощущаете с ними моральной близости, не нужно заставлять себя. Ограничьтесь деловым общением.

Но если вам некомфортно от того, что не с кем пойти на ланч в обеденный перерыв и перекинуться парой слов у кулера, попробуйте наладить отношения с коллегами. 

Разберитесь в себе

Постарайтесь разобраться в причинах, по которым вы чувствуете одиночество среди людей. Как вы общаетесь с коллегами? В чём может быть причина того, что вас игнорируют или (как вам кажется) недолюбливают? Если вам тяжело посмотреть на себя со стороны, попросите близких помочь вам. Не злитесь и не обижайтесь на их слова, примите их к сведению. Если разобраться самостоятельно не получается, обратитесь за помощью к психологу.

Расслабьтесь

Люди не стремятся контактировать с теми, кто тщательно уходит от общения. Например, вместо того, чтобы угрюмо ковыряться в новой программе и пробовать разобраться самостоятельно, попросите помощи у коллег. Не забудьте поблагодарить! Не игнорируйте приглашения выпить вместе кофе, старайтесь хотя бы иногда поддерживать общие беседы, будьте вежливы и открыты, старайтесь улыбаться. Регулярно интересуйтесь у коллег, как идут их дела (не забывайте внимательно выслушать ответ).

Станьте частью команды

На работе одного дружелюбия недостаточно. Выполняйте качественно свою работу, предлагайте новые идеи, поддерживайте коллег в их начинаниях. Не сидите в стороне, когда есть возможность сообща сделать что-то крутое. 

Специалисты из американской клиники Mayo Clinic утверждают, что взрослые, имеющие поддержку социума, испытывают меньше проблем со здоровьем: у них меньше шансов впасть в депрессию и набрать лишний вес. 

Устройте себе челлендж

Если вас беспокоит одиночество на работе, попробуйте избавиться от него, каждый день ненадолго покидая зону комфорта. Например, пару раз в неделю заводите непринуждённый смол-ток у кулера. Знакомьтесь с коллегами из других отделов. Если кто-то из сослуживцев вызывает у вас особую симпатию и вы хотите подружиться, пригласите этого человека на чашку кофе. Или купите по дороге в офис напиток с собой, чтобы угостить коллегу. Вероятнее всего, он не откажется. 

Смените работу

Увольняться нужно в крайнем случае, когда находиться в коллективе слишком тяжело. Если же вы любите свою работу, попробуйте разобраться с остальными сложностями. Ощущение себя «за бортом» — неприятное чувство, но не смертельное. Постарайтесь не зацикливаться на нём, лучше просто хорошо делайте свою работу, будьте внимательны и приветливы. Так и вам будет комфортнее, и налаживать контакты с окружающими станет легче.