Чтобы преодолеть дистанцию сложнейших соревнований IRONMAN, одного характера недостаточно — нужно много тренироваться. Чтобы показать результат 9:29, нужно тренироваться ещё больше. О своём пути к самому быстрому женскому результату среди россиянок на «железной» дистанции «Челленджеру» рассказала Маша Гостева.

О тренировках

Я тренируюсь два раза в день. Во вторник и пятницу с ребёнком остаётся бабушка, поэтому эти дни у меня такие, какие и должны быть у спортсмена: встаю попозже, тренируюсь, затем занимаюсь делами или работой (Мария — тренер по триатлону. — Прим. ред.), вечернюю тренировку провожу в удобное для меня время. В остальные дни тренируюсь рано утром — до завтрака, так как нужно успеть закончить до ухода мужа, а вечернюю тренировку делаю уже после 9 вечера. В выходные чуть проще: в субботу — всего одна тренировка, в воскресенье утром — длительный бег, вечером — вторая тренировка. Так и совмещаю с остальными сферами жизни.

Восстанавливаюсь активно, никакого дневного сна или «полежать после тренировки» у меня нет. Раз в неделю хожу на массаж, после каждой тренировки катаю ролл и считаю, что без него я бы рассыпалась и перетренировалась. Иногда могу полежать в горячей ванне или принять контрастный душ

О семье

Мой муж не спортсмен. Он иногда бегает, но без амбиций. Второго спортсмена в семье я бы, наверное, не выдержала. Иногда его расстраивает, что я постоянно уставшая, вечно хочу спать. Есть некоторые сложности, но в целом он меня поддерживает. И, наверное, гордится. 
С появлением ребёнка жизнь, конечно же, меняется. В последнее время я стала  реже ездить на сборы — просто потому, что это слишком сложно. Кто-то считает, что надо больше зарабатывать и нанять двух нянь, но это всё равно не то. Не всё можно решить с помощью денег. 

— Когда ухожу на тренировку, а ребёнок смотрит на меня и плачет: «Мама, не надо бегать! Пожалуйста» — сердце разрывается. Ни няня, ни деньги тут не помогут. 
В такие моменты я чувствую себя очень плохо. Приходится объяснять сыну, что мне нужно бегать каждый день, обещать, что, когда я вернусь, мы займёмся чем-то интересным. Я утешаю себя тем, что мамы, которые вышли из декрета, работают по восемь часов в день, а я бегаю всего по два часа. Так что я выбрала не худший вид деятельности.

После тренировки ноги и тело просят покоя, а ребёнок — внимания… Периодически я думаю: чего с такой жизнью можно добиться в спорте? И почему-то всё равно показываю неплохие результаты.

О свободе

Я бы не смогла каждый день ездить в офис. Попробовала пару недель поработать в графике 5/2, и всё моё свободолюбивое существо воспротивилось этому. Скажу даже больше — я бы не смогла заниматься спортом, если бы мне нужно было приходить на тренировки каждый день в одно и то же время. Мне важно понимать, что я могу не сделать, могу не пойти…

Если у меня нет выбора, меня это тяготит. А если у меня есть возможность не делать, я всё обязательно сделаю. Я этим пользуюсь так — когда мне не хочется делать «работу» на дорожке (имеется в виду интенсивная беговая тренировка. — Прим. ред.), я себе говорю: слушай, Маш, ну начни, если не побежится, просто не будешь доделывать. И мне сразу становится так легко, что я довожу дело до конца.

Я не могу посвятить себя только ребёнку. Не могу делать только одно дело и отдаваться ему целиком — я теряю баланс. Мне нужно заниматься спортом, работой, семьёй — всем сразу. Не вижу смысла корить себя за это.

О триатлоне

В 18 лет я начала заниматься лёгкой атлетикой, и мне уже тогда казалось, что это скучно. В первое время я занималась спортивной ходьбой — хотела бегать, но не могла уйти, так как боялась расстроить тренера. Это был для меня непреодолимый барьер. Поэтому занималась спортивной ходьбой и параллельно бегала. Потом я стала получать травмы и думать, что мне просто не дано в этом спорте чего-то добиться. 

Позже у меня начались проблемы со здоровьем, после которых я осознала, что все мы смертны, поэтому глупо что-то откладывать на завтра, говорить, что это не для меня, бояться кого-то расстроить… И тут я услышала про триатлон!

Я всегда любила велоспорт, смотрела разные соревнования как болельщик. Не понимала, как мне к нему приобщиться, но очень хотела. Плавать я тоже всегда любила, хоть и не особо умела. 
Я сразу выбрала длинный триатлон («железная дистанция», которая состоит из плавания на 3,86 км, велогонки на 180,2 км и забега на 42,195 км. — Прим. ред.), про «олимпийку» (стандартная олимпийская дистанция — плавание на 1500 м, велогонка на 40 км, бег на 10 км. Прим. ред.) даже и не думала. Кроме того, я эстет, а соревнования по триатлону проводится в очень красивых местах. Гавайские острова, плавание в голубом море… Для меня всё это — чистый кайф. 

— Я никогда не выбирала спорт ориентируясь на то, в каком виде я могу выиграть чемпионат мира или где смогу заработать больше денег. Я выбирала то, что мне действительно нравится.
Мне говорили, что этот вид спорта — для олигархов, для богатых. Я решила, что смогу всё купить сама и что преград не существует. Так и вышло.

Сначала я тренировалась на маунтин байке (велосипед для катания вне дорог. — Прим. ред.), он тогда стоил около 8 тысяч рублей в «Ашане». На свой первый триатлон я взяла велосипед у друга — это был циклокросс (велосипед, предназначенный для велокросса, то есть езды по пересечённой местности. — Прим. ред.), он был велик мне на два размера, но это не помешало мне показать неплохой результат (велоэтап с рельефом на своём первом триатлоне Мария проехала за 2:54. — Прим. ред.). 

Через год у меня появился неплохой карбоновый шоссейник (велосипед для скоростной езды по дорогам с хорошим асфальтовым покрытием. — Прим. ред.). Он был не новый, кто-то отдавал его за 34 тысячи рублей. Я нашла эту сумму и забрала его из Минска. На нём я ездила несколько лет. 

А первый «разделочник» (узкоспециализированный велосипед для индивидуальной гонки на время. — Прим. ред.) я покупила по частям. Раму заказала на американском eBay и на её основе собрала велосипед.

О планах

В этом году я буду участвовать в чемпионате России по марафону, который пройдёт 4 апреля в Сочи, поэтому свои главные триатлонные старты на полную «железную» дистанцию я сдвинула на вторую половину сезона (конец лета – осень. — Прим. ред.), а весной – летом у меня будут «половинки» («половина железной дистанции» — 1,9 км плавание, 90 км велогонка и 21,1 км бег.Прим. ред.). Все «половинки» в России я хотела бы выиграть, а в конце июня на старте в Финляндии попасть в топ-3. Основные амбиции у меня на полный «айронмен» — точно буду выступать в Казахстане в конце августа. Над вторым стартом на этой дистанции ещё думаю — это будет либо Барселона, либо Мексика. На одной из гонок хотелось бы сделать «айрон» быстро. Если это будет Барселона, то из 9 часов (трасса триатлона в Барселоне считается быстрой, нынешний рекорд Марии на полной дистанции — 9:29 — установлен в Сочи. — Прим. ред.), в Казахстане показать что-то близкое к 9 — то есть 9:10–9:15. 

О мотивации

Триатлет должен быть марафонцем по жизни и год за годом идти маленькими шагами к своей цели. У многих людей такая проблема: они чересчур себя мотивируют, слишком сильно концентрируются на своих планах, цели у них чересчур высокие. И если они их не выполняют, а такое часто случается с амбициозными целями, то они «теряют мотивацию» и бросают всё. 

— В начале моей карьеры триатлета друг сказал мне: «Нормальные результаты у тебя пойдут лет через десять. Так устроены виды спорта на выносливость». Мало кто готов так долго ждать.
Мне очень интересно, где мой предел. И каждый раз, когда я перехожу на новый уровень, открывается новая дверка, и там ещё столько всего… Например, раньше мне казалось, что если я сделаю «айрон» из 10 часов, то я достигну максимума — ну чего ещё можно хотеть? Но когда делаешь такое, понимаешь, что было-то, в общем, легко, и уж точно можно делать быстрее. И понимаешь, что возможности безграничны. Вот это и есть мой основной интерес — дойти до предела. 

Если бы у меня возникло желание всё бросить, я бы бросила. У меня есть огромный список того, что мне ещё интересно в жизни и чем я не успеваю заниматься. Для начала я бы сконцентрировалась на своей тренерской работе, написала бы книгу о подготовке к триатлону. Если бы мне вообще надоел спорт, я бы готовила, сделала бы книгу рецептов, открыла бы ресторан. 

О профессионализме

У меня есть лицензия ПРО в триатлоне. Я выступала в категории профессионалов с 2013 по 2016 год, потом у меня была пауза. После рождения ребёнка я считала, что я теперь любитель, что назад в ПРО дороги нет, но затем я выиграла гонку IRONMAN в Ницце по любителям, получила слот на участие в чемпионате мира на Гавайях и резко осознала, что я не любитель. Я отказалась от слота и решила снова соревноваться с профессионалами.

Мой критерий отличия любителя от профи — это жизненные приоритеты. 

— Если спортивные цели стоят в списке приоритетов первыми или вторыми, то есть где-то высоко, и они для вас важны, вы на них сконцентрированы — то какой вы любитель? Когда вы отказываетесь от встреч с друзьями, оставляете ребёнка няне, чтобы сделать тренировку, и при этом говорите, что вы любитель и делаете это для себя — кого вы обманываете?

О тратах

Стоимость триатлона может быть разной. Многое зависит от того, сколько вы готовы потратить. Моя смета далеко не минимальная. Но я ездила на соревнования и с очень маленьким бюджетом, когда была студенткой. Дороже всего обходится подготовка — несколько сборов в год, велосипед надо накатывать в хороших условиях. Кроме того, я делаю много стартов, потому что хочу отбить вложения. Не в финансовом плане, а в моральном: может случиться такое, что вы весь год работали в поте лица, тратили деньги на спортивную экипировку, сделали одну гонку — и она оказалась неудачной. Поэтому я лучше поучаствую в пяти, чтобы одна из них точно запомнилась на всю жизнь.

О питании

Говорят, что если занимаешься триатлоном, можно есть сколько хочешь, в том числе на ночь. Но у меня строгие требования к весу. Я знаю, что от веса зависит результат. Вес у меня может колебаться в определённом диапазоне, и лучший результат я показываю, когда вес находится на нижней границе. Я не придерживаюсь каких-то резких ограничений в течение всей жизни, но перед гонками начинаю следить за рационом, чтобы выйти на старт в оптимальном для себя весе. 

О зависимости

Человеку хочется быть кем-то, хочется принадлежать к какой-то социальной группе, в чём-то реализовываться — это всё наши естественные потребности, как есть, пить, спать. Кто-то может отказать себе в самореализации, а я не могу. Почему именно спорт? Тут, наверное, есть какая-то биохимическая связь. Однажды профессор наркологии спортивного университета мне сказал, что у меня есть все признаки человека, склонного к зависимости. Я выбрала спорт и считаю, что это лучшее из того, от чего можно зависеть.