Философия стоицизма была популярна в древнем Риме и Греции. Знаменитые стоики — Сенека, Эпиктет, император Марк Аврелий — размышляли о жизни, любви, смерти, терпении, выдержке, отношению к славе и власти и о многом другом, что волнует людей по сей день. В издательстве «МИФ» вышла книга «Стоицизм на каждый день», в которой на простых примерах из современной жизни показано, как применять мудрость великих людей в повседневности. С разрешения издательства «Челленджер» публикует отрывки из книги.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 74.12b–13
… Придётся <…> пожертвовать многим из того, чему мы привержены как благу. Погибнет мужество, которое в том и состоит, что мы должны рисковать собою; погибнет благородство, которое только тогда и может возвыситься, когда с презрением сочтёт мелким всё то, чего толпа желает как самого великого…
То, что мы считаем безвредными поблажками, легко может оказаться полноценной зависимостью. Мы пьём кофе по утрам — и не можем начать без него день. Мы проверяем электронную почту, поскольку это часть нашей работы, — и каждые несколько секунд ощущаем фантомную вибрацию телефона в кармане. Довольно быстро эти безобидные привычки начинают управлять нашей жизнью.

Мелкие побуждения и влечения не только урезают нашу свободу и самостоятельность, но и способны замутить чёткость мышления. Мы думаем, что всё под контролем, но так ли это на самом деле? Как сформулировал один человек с проблемами, зависимость — это «потеря свободы воздерживаться». Так давайте вернём себе эту свободу.

Зависимость может быть самой разной. Газировка? Наркотики? Жалобы? Сплетни? Интернет? Привычка грызть ногти? Но вам нужно вернуть себе способность воздерживаться, поскольку именно в ней ваши чёткость мышления и самоконтроль.

Эпиктет. Энхиридион. 1.1–2
Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие — нет. В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом, всё, что является нашим. Вне пределов нашей власти — наше тело, имущество, доброе имя, государственная карьера — одним словом, всё, что не наше. То, что в нашей власти, по природе свободно, не знает препятствий, а то, что вне пределов нашей власти, является слабым, рабским, обременённым и чужим.
Сегодня вы не будете внешне контролировать происходящие события. Страшно? Да, немного. Но страх уравновесится пониманием, что мы можем контролировать своё мнение об этих событиях. Именно вы решите, хороши они или плохи, справедливы или нет. Вам неподвластна сама ситуация, но вы можете думать о ней самостоятельно.

Видите, как это работает? Всё, находящееся вне вашего контроля — внешний мир, другие люди, удача, карма, да что угодно! — представляет собой область, которую вы контролируете. Одно это даёт нам огромную власть, возможность управлять.

Честное понимание находящегося в нашей власти дает чёткое представление о мире: всё, что у нас есть, — это наш разум. Помните, что сегодня, когда вы пытаетесь тянуться наружу, гораздо лучше и уместнее устремлять себя внутрь.

Марк Аврелий. Размышления. 7.2
Основоположения могут ли отмереть, если только не угаснут соответствующие им представления? А разжечь их снова — от тебя же зависит. <…> А обновление для тебя возможно — смотри только на вещи снова так, как уже начинал видеть их — в этом обновление.
Выдались пара плохих недель? Вы отошли от принципов и убеждений, которые вам дороги? Это совершенно нормально. Это бывает со всеми.

Именно это, видимо, произошло и с Марком Аврелием — и, вероятно, поэтому он и написал такую фразу сам себе. Возможно, у него были проблемы с сенаторами или сложности с беспокойным сыном. Возможно, в этих ситуациях он потерял самообладание, впал в депрессию или прекратил контролировать себя. А кто бы поступил иначе?

Однако тут стоит напомнить: неважно, что случилось, неважно, каким разочаровывающим было наше поведение в прошлом, — сами принципы остались неизменными. Мы в любой момент можем вернуться и принять их. И то, что случилось вчера, и то, что случилось пять минут назад, — уже прошлое. Мы можем разжечь огонь заново и перезапустить всё, что нам нравится.

Так почему бы не сделать это прямо сейчас?

Эпиктет. Беседы. 4.6.34–35
… Cразу же как встанешь на заре, размышляй: «Чего мне недостаёт для неподверженности страстям? Чего — для невозмутимости? Кто такой я? Бренное тело ли, имущество ли, добрая слава ли? Ничто из этого. Но — что? Я живое существо, обладающее разумом». Каковы же требования к нему? Вновь и вновь обдумывай всё содеянное тобой: «В чём преступил я относящееся к благоденствию? Что сделал недружественного, или необщественного, или недоброжелательного? Какой мною долг не исполнен во всём этом?»
У многих успешных людей есть личный утренний ритуал. Для одних это медитация. Для других — тренировка. Многие ведут дневник — просто несколько страничек, куда записывают свои мысли, страхи, надежды. В этих случаях суть не столько в самой деятельности, сколько в ритуализированных размышлениях. Идея в том, чтобы потратить немного времени, чтобы заглянуть внутрь себя.

Такое использование времени стоики защищали больше, чем что-либо иное. Нам неизвестно, писал ли Марк Аврелий «Размышления» по утрам или по вечерам, но мы знаем: он выкраивал моменты тихого одиночества и делал записи не для кого-то, а для себя. Если вы ищете, с чего можно начать собственный ритуал, можете начать писать, подобно Марку Аврелию, или смотреть на список вопросов, как это делал Эпиктет.

Каждый день — и начните прямо сегодня! — задавайте себе сложные вопросы. Пусть философия и усердный труд поведут вас к лучшим ответам — каждым утром в течение всей жизни.

Эпиктет. Беседы. 3.2.1–2
Есть три вопроса, в которых следует упражняться на деле тому, кто намерен стать добродетельным человеком: вопрос, касающийся стремлений и избеганий, — для того чтобы ни в своём стремлении не терпеть неуспеха, ни в своём избегании не терпеть неудачи; вопрос, касающийся влечений и невлечений — словом, касающийся надлежащего, — для того чтобы вести себя порядком, благоразумно, не беззаботно; третий — это вопрос, касающийся незаблуждаемости и неопрометчивости, в общем, касающийся согласий. Из них главнейший и наиболее настоятельно необходимый — это вопрос, касающийся страстей: страсть ведь возникает только в том случае, если стремление терпит неуспех или избегание терпит неудачу.
Давайте сосредоточимся на трёх областях обучения, которые изложил Эпиктет. Прежде всего нам нужно обдумать, чего следует желать, а чего следует избегать. Почему? Потому что мы хотим того, что хорошо, и стремимся избежать того, что плохо. Недостаточно просто слушать своё тело, поскольку наши влечения часто вводят нас в заблуждение.

Далее мы должны изучить свои побуждения действовать — то есть нашу мотивацию. Делаем ли мы что-то по веским причинам? Или действуем просто потому, что не остановились подумать? Или мы верим, что должны что-то делать?

И наконец, есть здравомыслие. Наша способность видеть вещи ясно и правильно возникает, когда мы используем свой великий дар природы: разум.

Это три разные области обучения, но на деле они неразрывны, они плотно переплетены. Наши суждения затрагивают то, чего мы желаем, наши желания влияют на то, как мы действуем, равно как наши суждения определяют наши действия. Но мы не можем просто ожидать того, что произойдёт. Во все области своей жизни мы должны вкладывать и реальное мышление, и реальную энергию. Если мы будем делать это, мы обретём настоящую ясность и успех.

Эпиктет. Энхиридион. 13a
Если желаешь преуспеть, терпи, во внешних вещах имея в глазах окружающих вид неразумного глупца. Не стремись выглядеть знающим. И даже если кому-то покажется, что ты являешься чем-то значительным, не верь самому себе.
Одна из самых мощных возможностей, доступных человеку в гиперсвязанном круглосуточном мире СМИ, — сказать: «Я не знаю». Или более провокационно: «Меня не волнует». Кажется, бóльшая часть социума полагает, будто человек обязан слышать о любом происходящем событии, смотреть все серии любого расхваленного критиками сериала, неукоснительно следить за новостями и изображать себя перед остальными информированным и знающим мир человеком.

Но где доказательства, что это реально необходимо? Разве вас заставляет это делать полиция? Или вы просто боитесь показаться глупым на званом ужине? Да, у вас есть обязательства перед семьёй и страной знать в целом о каких-то событиях, которые могут влиять непосредственно на них, но это и всё.

Насколько больше у вас было бы времени, энергии и ресурсов мозга, если бы вы резко сократили своё погружение в информацию? Насколько более спокойным вы ощутили бы себя, если бы больше не возмущались и не волновались по поводу каждого скандала, новости и потенциального кризиса (многие из которых в любом случае пройдут мимо)?