Почему-то считается странным носить обувь на размер меньше, но совершенно нормальным — продолжать работать, игнорируя усталость, недовольство, придирки начальства и другие неудобства. Неважно, зачем вы работаете: ради карьеры, денег или по велению сердца. Вы в зоне риска, если не умеете грамотно расставлять приоритеты. Психолог Виктория Кейлин рассказывает, как не «сгореть» на работе.

Как понять, что вы столкнулись с выгоранием

— Эмоциональное выгорание — одна из наиболее частых причин депрессии. Оно возникает из-за накопившейся усталости, хронического стресса, психологического напряжения и неудовлетворённости. В мае 2019 года эксперты Всемирной организации здравоохранения включили «профессиональный синдром» эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней. При этом 77% респондентов американского исследования ответили, что испытывали выгорание на нынешнем месте работы.

Стресс одинаково отражается как на рядовых сотрудниках, так и на топ-менеджерах, вызывая широкий спектр реакций: от полной апатии до повышенной тревожности. Если вы с трудом заставляете себя вылезать из-под одеяла, если при слове «работа» у вас портится настроение, если новые проекты не радуют, а общение с коллегами вызывает кожный зуд, возможно, вам нужны не солнце и витамины, а смена ориентиров и карьерный консультант.

Как же не «сгореть» на работе

Чтобы выгорание не стало вашей проблемой, нужно принять, что у вас не всегда есть силы работать, что вы можете уставать, перестать жить ради работы и начать заботиться о себе. Это не так сложно, как кажется.

  1. Научитесь соблюдать баланс, разграничивая работу и личную жизнь. Во время пандемии, когда многие работают из дома, разделять профессиональные и домашние дела становится сложнее. И всё же это необходимо. Выделите себе рабочее место, не сидите за столом в пижаме, не ешьте за компьютером и каждые несколько часов делайте перерыв. 
  2. Стремитесь работать не долго, а продуктивно. Выделите конкретное время для выполнения той или иной задачи, не отвлекайтесь на соцсети. И заложите в своё расписание время на отдых: просмотр фильма, чтение книги, прогулку с собакой. Действуя по графику, вы избежите чувства вины за то, что тратите время впустую.
  3. Расставляйте приоритеты. В любом деле есть срочные задачи, требующие немедленного исполнения, и вопросы, которые можно отложить. Планируйте время грамотно. И не стесняйтесь делегировать те дела, которые не требуют вашего личного участия. 
  4. Проверяйте почту и мессенджеры в специально отведённое время — можно несколько раз в день. Безусловно, есть ситуации, когда необходимо постоянно быть на связи. Однако чаще всего нас затягивают бесконечные совещания и обсуждения в чате, без которых можно обойтись. 
  5. Считается, что условие продвижения по карьерной лестнице — постоянное присутствие на работе. На самом деле умение говорить «нет» ценится не меньше. Не бойтесь обозначать свои границы. Грамотное планирование и понимание собственной ценности — важные навыки руководителя. Так что каким бы нужным ни был ваш проект, не забывайте о том, что помимо совещаний в зуме есть и другая жизнь.
  6. Перфекционизм — худшее из зол, потому что идеал недостижим. Это не значит, конечно, что можно работать спустя рукава. Но нужно представлять конечную цель и действовать спокойно и методично. Побеждает тот, кто способен грамотно и последовательно выполнять работу, не паникуя и не боясь сделать ошибку. Поэтому отдохнувший и выспавшийся сотрудник работает более продуктивно, чем просидевший над отчётом всю ночь перфекционист. 
  7. Ставьте реальные цели и не стремитесь взять на себя больше ответственности, чем сможете осилить. В противном случае ваше начальство не устроит результат, а вместо повышения вы заработаете нервный срыв.
  8. Обсудите с начальником подходящий вам график. Неважно, фрилансер вы или штатный сотрудник, современные технологии позволяют работать в удобном ритме без ущерба для результата. Кто-то с лёгкостью просыпается в 6 утра, готовый к новым подвигам, а кому-то легче творить в ночное время. И здесь пандемия с переносом работы в онлайн может быть вам на руку. 
  9. Не бойтесь мечтать. Если вы чувствуете, что работать стало невмоготу, пересмотрите карьерные планы. Возможно, вы реализуете не свою мечту, а чужие ожидания, и вместо того чтобы создавать ракеты, вам хочется писать музыку. Нет ничего зазорного в том, чтобы сменить проект, место работы, направление, профессию или место жительства. Даже самое необычное хобби можно монетизировать, если грамотно подойти к вопросу. Успеха добиваются люди, которые занимаются любимым делом и тратят время прежде всего на то, что приносит им удовлетворение. 
  10. Не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам. Карьерные консультанты, коучи, психологи обладают знаниями, способными помочь вам выстроить дорожную карту успешной карьеры. Нет необходимости ограничивать себя тесными рамками неприглядной реальности, если есть возможность найти работу по душе.