Не думайте, раз лето прошло, то и солнцезащитный крем вам больше не понадобится. Солнце продолжает оставаться таким же активным, просто мы этого не замечаем. Рассказываем, на что нужно обращать внимание при покупке солнцезащитного средства.
Основу солнцезащитного средства составляют УФ-фильтры различного происхождения. Они могут быть как физические (неорганические), так и химические (органические). Они работают по-разному: неорганические фильтры — диоксид титана, оксид цинка — отражают УФ-излучение. Органические фильтры — октокрелен и авобензон — поглощают УФ-лучи и преобразуют солнечную энергию в тепловую. Независимо от природы, УФ-фильтры должны обеспечивать стабильную защиту и не разрушаться под воздействием излучения. Иначе даже при высоком SPF (sun protection factor; фактор защиты от солнца), указанном на упаковке, сохраняется риск получения солнечного ожога.

Состав солнцезащитного средства влияет на то, как средство наносится на кожу и как её защищает. Что, в свою очередь, сказывается на желании покупателя использовать этот продукт ещё раз. Если взять два средства с одинаковой степенью защиты, но разной природой УФ-фильтров, они будут отличаться лёгкостью нанесения на кожу. Крем на основе неорганических фильтров распределять сложнее. Такие фильтры чаще всего используют в натуральной косметике.

Следует обращать внимание и на то, какой именно фильтр используется в продукте. Солнцезащитные средства не должны содержать оксид цинка (нано) — он раздражает дыхательную систему. Использование таких фильтров, как бензофенон-3 и авобензон, находится под вопросом и требует указания на упаковке любого солнцезащитного средства.

Ультрафиолетовое излучение — часть электромагнитного спектра солнечного излучения. УФ-лучи спектра С, у которых длина волн — 100—280 нанометров (нм), поглощаются атмосферным озоном. Основная часть УФ-лучей спектра А (длина волн — 315—400 нм) и примерно 10% УФ-лучей спектра В (длина волн 3 280—315 нм) достигают поверхности Земли. УФ-лучи спектра А и спектра В важны для здоровья человека.

Небольшие дозы УФ-лучей жизненно необходимы для выработки в организме человека витамина D. Однако их чрезмерное воздействие может привести к острым и хроническим последствиям для здоровья кожи, глаз и иммунной системы. УФ-А излучение — одна из главных причин фотостарения и рака кожи. Даже для ежедневного ухода стоит выбирать продукты с SPF. Согласно европейским требованиям, УФ-А защита должна составлять не менее 1/3 SPF. Только в случае соблюдения этого правила на упаковку средства выносится значок UVA.
Любые кремы с любым SPF работают только два часа. А чтобы узнать, какое количество солнечных лучей сдерживает крем (именно это и подразумевает SPF), надо разделить 100% на индекс SPF — 10, 15, 30, 50, 60. Например, 100 делим на 50 и получаем цифру 2. Именно столько процентов ультрафиолета достигнут кожи, а остальные 98% крем заблокирует. Поэтому дерматологи рекомендуют использовать средства с SPF не меньше 30.
 

Екатерина Русинова

представитель косметического подразделения ООО «БАСФ»
— Всего существует шесть типов: при фототипе I кожа всегда обгорает, при фототипах V-VI — никогда не получает солнечных ожогов. Необходимо следить за УФ-индексом — показателем, характеризующим степень УФ-излучения. При УФ-индексе выше трёх рекомендуется обязательно использовать солнцезащитный крем. Для людей с очень светлой кожей (фототип I, II) пребывание на открытой местности без защиты уже при втором УФ-индексе может быть опасным.

Чтобы избежать ожога кожи, мы должны хорошо её защищать: находиться в тени, надевать подходящую одежду и выбирать надёжное солнцезащитное средство. Раньше к таким средствам не предъявлялись требования по определённому уровню защиты от УФ-А излучения. Сегодня солнцезащитные средства должны обеспечивать уровень защиты не ниже того, что нам даёт тень или одежда. Они должны одинаково эффективно защищать от УФ-А, УФ-АII, УФ-В в диапазоне 290—400 нм. Идеальное солнцезащитное средство должно быстро распределяться и впитываться, обладать лёгкой текстурой, не оставлять липкости на коже и обеспечивать приятные ощущения.